ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

English version:

Аннотация. В статье рассмотрены цели, задачи, методы и содержание внеклассной работы в школах VIII вида. Особое внимание уделено значению нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, в процессе формирования социально-психологической компетентности в школах VIII вида.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, специальная (коррекционная) школа VIII вида, компетентность, внеклассная работа, патриотическое и нравственное воспитание.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Внеклассная работа – свободная от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок, спорта, чтения, занятий искусством и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Задача педагога состоит в том, чтобы внеклассная работа проводилась разумно, то есть, развивая их личностные свойства, запросы, творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация внеклассной работы (посещение утренников и вечеров – развлечений, просмотры спектаклей и телевизионных передач, занятия спортом, участие в физкультурно-оздоровительных соревнованиях) [2].

Внеклассная работа включает в себя организацию и проведение праздников, вечеров-развлечений, экскурсий, утренников, прогулок и других видах деятельности.

Организация и проведение внеклассной работы может способствовать формированию всесторонне развитой личности ребёнка. В результате правильно организованной внеклассной работы могут решаться многие задачи, благоприятствующие всестороннему развитию ребёнка. Праздники, являясь наиболее яркими и запоминающимися в сознании детей младшего школьного возраста и сочетая различные виды искусства, оказывают большое влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.

В энциклопедическом словаре слово «праздник» разъясняется как «день, посвящённый выдающимся событиям, традиционным датам…» [6].

Праздники – важный фактор формирования личности ребёнка.

У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребенка велико. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая стихи, песни, танцы дети узнают много нового о своей стране, природе. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, т.е. способствует личностному и познавательному развитию.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей – все это важные факторы эстетического воспитания. Восприятие окружающего мира ребенком носит образный, эмоциональный характер.

Эстетические переживания, связанные с проведением утренников, праздников, обеспечиваются комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами детей и взрослых, коллективными и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступления, сопереживают другим детям. Наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, обработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни, является одними из основных средств обогащения социального опыта ребёнка младшего школьного возраста [4].

В специальной (коррекционной) школе VIII2-3 раза в месяц в каждом классе во второй половине дня целесообразно организовывать вечера развлечений.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько видов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера детской самодеятельности, вечера – забавы и спортивные развлечения.

В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки.

В спортивные вечера, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх, организуются также вечера соревнований, аттракционов.

Подготовка и проведение физкультурных праздников способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы. Также дети демонстрируют успехи в беге, прыжках, ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде, закрепляя умение действовать согласованно в совместных гимнастических выступлениях и играх – эстафетах.

Физкультурные досуги поощряют творческую инициативу, решительность, смелость, находчивость, побуждают детей проявлять дружеские чувства, оказывать поддержку товарищам по команде; сопереживать успехам и неудачам своих товарищей, быть справедливыми, предупредительными по отношению друг к другу. Также проводятся зрелищные развлечения, в которых дети являются зрителями, и такие, в которых дети – непосредственные участники, активные исполнители.

Зрелищные развлечения – это кукольный, настольный, теневой театр, театр игрушек, кинофильмы, диафильмы, слушание грамзаписей и радиопередач, просмотр телепередач, театрализованные представления, концерты. Зрелищные развлечения важны для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, художественного вкуса. Выбор зрелищных развлечений зависит от возраста детей. Неотъемлемой частью любого праздника является игра. Именно в игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к своим действиям [2].

Театрализованные игры и представления также служат одним из важнейших средств эстетического воспитания. Кукольный театр, в котором игрушки движутся, выполняют различные действия в сопровождении рассказывания взрослых с подкреплением выразительной мимикой, жестами передают отдельные черты характера персонажей, что в сочетании с динамикой действия углубляет эмоциональное впечатление.

Важное значение для развития эстетических представлений, знаний о взаимоотношениях людей, имеет игра – драматизация. Первоначальное эмоциональное, живое рассказывание сказки педагогом, подкрепленное действиями кукольного театра, иллюстрациями, производит на детей очень сильное впечатление. В процессе проведения драматизаций дети овладевают образным поведением, пластикой движений, что вызывает у них положительные эмоции. Организация досуговой деятельности в процессе внеклассной работы также способствует формированию эмоциональной сферы, являющейся средством регуляции поведения и высших психических функций, становления личностных качеств младшего школьника. Прогулки и экскурсии при их правильной организации также могут способствовать решению разносторонних воспитательных задач.

Умственное развитие ребенка невозможно без усвоения определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, человеке и его жизни в обществе. А внеклассная работа, и в частности, организованные прогулки и праздники являются одним из основных средств необходимых для полноценного умственного развития детей.

Наблюдения, организованные во время прогулок и экскурсий, расширяют представления детей о взаимоотношениях в окружающем мире.

Начиная с первого класса, проводятсяцелевые прогулки в места общественного назначения [4].

Экскурсия – одна из распространенных форм досуговой деятельности с детьми, которая в силу своей наглядности, информативности имеет немаловажное значение в освоении детьми социального опыта, в развитии их познавательной деятельности. Экскурсия способствует не только формированию знаний и представлений об окружающей действительности, но и эмоций, нравственных черт, оказывая воздействие на мировоззрение человека [1].

Преимущества экскурсий в том, что дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Спецификой любой экскурсии является органичное сочетание показа с рассказом, ведь в её основе всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным пояснением, анализом.

Опорой для усвоения знаний детьми об окружающем мире являются представления и знания, накопленные на основе наблюдения и собственной практической деятельности. Поэтому экскурсии, в ходе которых формируются конкретные образы, четкие, ясные представления об окружающем и обогащается чувственный опыт, повышают эффективность воспитания и обучения. Во многих исследованиях (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, С.Я. Рубинштейн и др.) показывается, что формирование социально-психологической компетентности ребёнка происходит в процессе усвоения им опыта человеческих поколений, воплощающего в материальной и духовной культуре общества. Овладевая системой социальных отношений, ребёнок постепенно перенимает вложенный в культуру общественный опыт, те знания, умения, психологические качества, которые свойственны человечеству. Усвоение это происходит в активной деятельности – общении, игре, учении и др. Огромную роль в социализации умственно отсталых детей имеет школа (Л. Плох, Ж.И. Назамбаева). Л. Плох отмечает, что личностью ребёнок становится в результате усвоения им социальных норм поведения и деятельности в процессе целенаправленного воспитания. Важнейшим признаком личности является социальность, сознательность, самостоятельность. Всестороннее развитие личности таких детей осуществляется через детский коллектив, овладение системой научных знаний, трудовое обучение и воспитание, профессионально-трудовую подготовку и профориентацию, формирование средств адаптации, т.е. социальных стандартов, стереотипов, эталонов и привычек, которые, становясь автоматическими, позволяют им адекватно действовать в стандартных, относительно простых и часто повторяющих ситуациях. Л. Плох выделил следующие пути формирования социально значимых качеств личности:

­   формирование детского коллектива;

­   организация общественно-полезной деятельности;

­   формирование основ общечеловеческого мировоззрения и нравственности;

­   изучение личности школьника [3].

Таким образом, задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – подготовить учащихся к активной жизни в окружающем мире. Для решения этой задачи школа должна сформировать у учащихся систему убеждений, потребностей, мотивов и привычек поведения, соответствующих нормам общественной морали.

Целью воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование у них активной жизненной позиции, которая соответствовала бы нормам общественной морали и нравственности.

Такое решение задач воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида означает признание возможности их истинной социальной реабилитации на основе включения в полноценную жизнь общества.

Значительная часть времени умственно отсталого ученика приходится на внеклассную деятельность: кружки, самоподготовка, экскурсии, праздники и т.д. Принцип воспитывающего обучения связан с содержанием и методами обучения. Умственное развитие не автоматический результат обучения, поэтому олигофренопедагогу при подготовке внеклассного мероприятия необходимо:

  1. Учитывать доступность содержания учебного материала для умственно отсталых детей;
  2. Использовать эффективные методы и приёмы обучения, вырабатывать жизненно необходимые навыки у воспитанников.

Формирование социально-психологической компетентности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста происходит в процессе умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания.

Нравственное воспитание является одним из важных направлений в комплексном воспитании учащихся. Основное содержание нравственного воспитания школьников составляет формирование у них таких высоких нравственных чувств, как чувство патриотизма, коллективизма и гуманизма, положительного отношения к труду и общественной собственности, дисциплинированности и организованности.

Патриотическое воспитание – это воспитание преданности и любви к Родине, уважение к народам всех наций. Педагоги знакомят школьников с яркими примерами проявления патриотизма советских людей и уважения к народам других национальностей. Воспитание любви к своей Родине начинается с любви к родному селу, городу, школе [5]. Патриотическое воспитание включает ознакомление школьников с боевыми традициями нашего народа. Этому способствуют походы по местам боевой славы, празднование Дня Победы и т.д.

В содержании процесса формирования мировоззрения большое место занимает обеспечение единства сознания и поведения ученика. Воспитание мировоззрения является основой формирования личности воспитанника.

Правовое воспитание также является частью нравственного воспитания и предполагает подготовку учащихся к соблюдению правовых требований и норм, принятых в обществе. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социального отклонения в индивидуальном поведении личности. Поэтому необходимо ознакомить школьников с основами права, с основными законами нашего государства, приучать их к сознательному выполнению этих законов, к соблюдению общественного порядка. Правовое воспитание – это одна из мер предупреждения правонарушений.

Специальная (коррекционная) школа VIII вида воспитывает у учащихся навыки правильного поведения и взаимоотношений в коллективе. Взаимоотношения между умственно отсталыми учащимися складываются и развиваются по тем же законам, что и между учениками массовой школы, однако умственно отсталые дети неадекватно оценивают своё положение в системе личных отношений.

В понятие нравственного воспитания входит и половое воспитание. Половое воспитание связано с воспитанием гигиенических навыков и требует индивидуального и дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам. Беседы о половом созревании, о половой гигиене, рациональной одежде и т.п. проводятся раздельно с девочками и мальчиками. В беседы включаются такие вопросы, как уважение к женщине, матери, взаимное уважение девочек и мальчиков; разъясняются понятия чести, достоинства, стыдливости и т.п. Эстетическое воспитание, способствующее развитию умения понимать и переживать прекрасное в природе, искусстве, во взаимоотношениях людей, имеет большую роль в развитии личности ребенка.

Благотворное эстетическое воздействие на учащихся оказывают экскурсии в природу, когда педагог обращает внимание детей на окружающую красоту – учит видеть красивое, понимать, слушать звуки природы. Наблюдения детей за различными явлениями и предметами природы обогащают их чувства, мышление, речь. Экскурсии в природу педагог связывает с занятиями по развитию речи, лепкой, аппликациями, рисованием и другой практической деятельностью. Изобразительная деятельность учащихся занимает важное место в эстетическом воспитании, так как влияет на формирование эмоций, эстетических вкусов и потребностей у школьников.

Эстетика тесно связана с нравственными понятиями, правилами поведения учеников. Воспитание привычек общественного поведения у детей является одним из важных направлений в системе воспитательной работы в школе. Наиболее эффективной формой воспитания культуры поведения у умственно отсталых учащихся являются специальные систематические занятия, на которых разъясняются смысл и значение правил культурного поведения и слов вежливого обращения. Следует учесть, что школьники недостаточно понимают смысл и значение широко известных правил поведения, отдельных слов вежливого обращения, нечётко представляют их содержание. Поэтому педагогу и воспитателю необходимо тщательно подготовиться к занятиям: подобрать конкретные наглядный материал, продумать игры и практические задачи для детей. Беседы на темы: «Поведение в школе», «Поведение на улице», «Поведение в общественных местах» входят в содержание специальных занятий.

Кроме бесед, включаются экскурсии, встречи с интересными людьми, дидактические коррекционные игры. Значение игровой деятельности для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень велико, так как игра развивает и корригирует познавательные процессы, формирует эмоционально-волевые качества ребёнка. Так же средством воспитания у умственно отсталых детей привычек правильного поведения, чувств скромности, вежливости, правдивости, бережного отношения к общественным вещам и других положительных качеств личности является использование рассказов, инсценировок, практических задач (их содержание включает различные жизненные ситуации, взаимоотношения людей).

Обсуждая содержание рассказов, сценок или задач, ученики самостоятельно определяют и высказывают своё отношение к поступкам героев, принимая или отвергая их. Систематическая работа, направленная на формирование у учащихся правильного поведения, способствует выработке устойчивых навыков и привычек правильно поступать в различных ситуациях. Принцип взаимосвязи воспитательного процесса с жизнью является важным в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это требует, прежде всего, такой организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая способствует активизации деятельности школьников, имеющей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательно-коррекционных воздействий на умственно отсталых детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы.

Реализация этого принципа предполагает также постоянное использование в учебно-воспитательной работе актуального информационного материала (из газет, журналов, радио- и телепередач), важного для решения воспитательных задач. Необходимо проводить с умственно отсталыми детьми специальную работу по обеспечению понимания ими значения сообщаемых фактов, выработке правильного отношения к ним.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида особо возрастает роль принципа органического сочетания идейно-нравственного просвещения и убеждения детей с целенаправленной организацией их жизни и деятельности.

Его важность в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена, с одной стороны, их сниженными способностями к усвоению словесной информации. Поэтому важно организовать практическую деятельность детей, в которой отражались бы подлежащие их усвоению различные отношения. Важно, чтобы весь уклад жизни умственно отсталого ребёнка формировал у него эти отношения, соответствующие высоким нормам нравственности, способствовал воспитанию общественно ценных навыков поведения.

С другой стороны, умственно отсталые дети затрудняются в самостоятельном осознании тех отношений и поведенческих актов, которые включены в социально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Неосознанное усвоение норм поведения делает поведенческий навык косным, нестойким. Следовательно, для обеспечения полноценного воспитания необходимо единство словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьниками норм морали.

Таким образом, организация и проведение праздников, утренников, экскурсий, прогулок, вечеров-развлечений способствует формированию социальных представлений, присвоению культурных и нравственных ценностей общества, формированию личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитию самосознания, осознания своего места в обществе у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Литература

1. Большой толковый словарь. Том 1. – М. – 2003 / Под ред. Артура Ребера.

2. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. // Под ред. В.Ф. Мачихиной. – М., 1983.

3. Возрастные возможности младших школьников / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1986.

4. Воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. В.Ф. Мачихиной. – М., 1980.

5. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г. Ппетровой. – М., 1982.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б. М. Бим-Бад. – М., 2002.

 

Об авторе

Алексеева Марина Николаевна – старший преподаватель кафедры специальной педагогики и предметных методик, специалист по учебно-методической работе психолого-педагогического факультета ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Прилепко Юлия Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии, декан психолого-педагогического факультета ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Артеменкова Лариса Феликсовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Алексеева М.Н., Прилепко Ю.В., Артеменкова Л.Ф. Внеклассная работа как средство формирования социально-психологической компетентности в школах для детей с нарушением интеллекта. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.