ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

 

Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация: В статье поднимается проблема затрудненного общения современных подростков, выявляются их типичные коммуникативные трудности, описываются развивающие и психокоррекционные потенциалы арт-терапии в оптимизации межличностного общения подростка; доказана эффективность использования вариативных арт-терапевтических методов в преодолении разнообразных коммуникативных трудностей подростков.

Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, подросток, арт-терапия.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 Огромное количество современных российских подростков (по результатам нашего пилотажного исследования более 70%) воспринимают ситуации межличностного общения как напряженные, стрессовые, трудные, требующие серьезных преодолений и усилий; у многих возникает страх установления близких отношений, потребность максимально сократить непосредственные коммуникативные контакты, компенсировать их Интернет-общением, игровой активностью и др. Возникающие в ситуации общения у подростка коммуникативные трудности – различные по силе и степени выраженности объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации – нарушают внутреннее равновесие личности, требуют значительных усилий, направленных на их преодоление [10].

К настоящему времени в психологии уже накоплен теоретический и эмпирический материал, в котором исследуется проблема затрудненного общения взрослой личности, выявляются типологии коммуникативных трудностей, критерии и структура затрудненного общения (D. MacDonald J., J. Y. Carroll, 1992; U. Bronfenbrenner, P. A. Morris, 1998; S. R. E. R. Allard, D. F. Williams, 2008; J. McCormack, L. J. Harrison, S. McLeod, L. McAllister, 2011; R.J. Fourie, 2011; S. McLeod , G. Daniel, J. Barr, 2013; В.Н. Куницына, 1991; А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, 1992; В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус, 2001; Л.С. Архангельская, 2004; Л.А. Генденрих, 2009; М.Л. Тарасенко, 2009; Е.М. Коротеева, 2011; К.В. Пыжова, 2012 и др.). Однако нельзя не учитывать, что механизмы затрудненного общения формируются на ранних этапах онтогенеза, и во взрослую жизнь человек уже приходит с «багажом», состоящим из детского опыта общения. Если этот опыт в основном негативный, то построить эффективные коммуникативные контакты и проявить в них коммуникативную компетентность взрослому человеку практически невозможно.

Результаты исследования специфики общения личности на детских этапах онтогенеза показали, что сензитивным периодом для возникновения разнообразных коммуникативных трудностей является подростковый возраст (13-14 лет) [8]. Именно поэтому чрезвычайно важно, на наш взгляд, организовать психологическое сопровождение процесса коммуникативного развития ребенка на этом возрастном этапе и оказывать адресную психологическую помощь подростку в преодолении актуальных коммуникативных трудностей.

Наиболее эффективными методами преодоления коммуникативных трудностей в подростковом возрасте, как показали наши многочисленные исследования, являются, методы арт-терапии. Арт-терапия используется нами как комплекс разнообразных форм творческого самовыражения с целью развития подростка как субъекта общения, его самораскрытия и коммуникативного самосовершенстования.

Основная цель арт-терапии, по мнению К. Рудестама, состоит в гармонизации развития личности:

–      через развитие способности самовыражения и самопознания;

–      через предоставление социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств;

–      через облегчение процесса лечения;

–      через получение материалов для интерпретации и диагностических заключений;

–      через проработку мыслей и чувств, которые клиент привык подавлять;

–      через развитие чувства внутреннего контроля;

–      через концентрацию внимания на ощущениях и чувствах;

–      через развитие художественных способностей и повышение самооценки [7].

С точки зрения К. Тисдейл, задача арт-терапевтической работы – побудить участников группы учиться посредством такого опыта, который ранее не был ими осознан. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении [2].

Л.С. Выготский выделял два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии:

–      первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта;

–      второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» [1].

Развивающие возможности арт-терапии обусловлены предоставлением субъекту, испытывающему те или иные коммуникативные трудности, условий для самопознания, самовыражения и саморазвития. «Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на ребенка, влияние на его эмоциональную сферу, при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие проблемного ребенка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы» [5, с. 72].

Арт-терапевтическая работа с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе: негативная «Я-концепция», низкая степень самопринятия; трудность эмоционального развития, повышенная тревожность, страхи, агрессивность; неадекватное поведение, нарушения отношений с окружающими, проблемы в межличностных отношениях, враждебность к окружающим, трудности в коммуникативной сфере [4]; трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность, эмоциональная депривация ребенка, переживание отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях [6]; низкий уровень развития самосознания и рефлексии ребенка, проблемная социальная адаптация, несформированность позиции учащихся как субъектов обучения, неадекватная самооценка, эмоциональная нестабильность [3] и др.

Арт-терапевтическая помощь подростку в преодолении актуальных коммуникативных трудностей, как показали результаты наших исследований [9], может включать разнообразные формы (пассивную – активную, структурированную – неструктурированную) и методы (таблица 1).

Таблица 1

Методы и психокоррекционные возможности арт-терапии

Название метода

Содержание

Психокоррекционные

возможности

1. Изобразительное творчество

Метод, использующий процесс рисования (лепки, аппликации) ребенка как способ психокоррекционного воздействия на его личность. Рисование – творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, свободно мечтать, фантазировать, выражать свои мысли и чувства, избавляться от негативных эмоциональных состояний. Это своеобразный способ создания программы самосовершенствования

Коррекция рефлексивных трудностей (самоанализ, оценка последствий своего поведения и др.); трудностей самоизменения (нежелание менять деструктивные формы межличностного взаимодействия, центрация на привычных коммуникативных действиях, страх использования новых вариантов общения, проявление самодостаточности), коррекция тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности, эгоцентризма

2. Музыкотерапия

Метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Методики музыкотерапии предусматривают как самостоятельное использование музыки в качестве фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование и др.), так и музыкальное сопровождение других коррекционных приемов (рисование, куклотерапия) для усиления эффекта воздействия

Коррекция эмоциональных трудностей (слабая способность к дифференциации и пониманию эмоциональных состояний), трудностей вступления в контакт, неумения чувствовать настроение собеседника, страха самопрезентации, конформизма, вербальных трудностей, связанных с невыразительностью речи, трудностей «пристройки« к собеседнику

3. Библиотерапия

Метод коррекционного воздействия на ребенка с помощью чтения специально подобранной для него литературы. Литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли восполняют недостаток образов и представлений ребенка, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям

Коррекция трудностей эмпатии, детского эгоцентризма, трудностей, связанных с недостатком коммуникативных знаний, трудностей прогнозирования и планирования коммуникативных действий, вербальных трудностей (неумение грамотно, точно, ясно выражать свои мысли, преобладание контекстной речи над связной и др.), трудностей самоанализа

4. Танцевальная

терапия

Метод, использующий танец как средство психокоррекционного воздействия, сочетающий в себе танцевальные движения, физический контакт и интенсивное межличностное взаимодействие детей

Коррекция неуверенности, негативного самовосприятия (недовольство собственным телом, комплекс «Гадкого утенка» и др.), трудностей вступления в контакт и самовыражения в коммуникативной деятельности, коррекция индивидуалистических установок, недоверия и настороженности по отношению к другим людям, стереотипности поведения, внутренней скованности

5. Куклотерапия

Метод психокоррекционного воздействия, основанный на процессе идентификации ребенка с любимым героем сказки, фильма, игрушкой. В качестве основного средства воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и психолога

Разрешение внутриличностных конфликтов ребенка, коррекция коммуникативной неадекватности, трудностей адаптации к новым условиям, деструктивных форм поведения, трудностей построения диалога, трудностей самонаблюдения и самопонимания

6. Психологические этюды

Метод психокоррекционного воздействия, основанный на включении ребенка в актерскую деятельность, в рамках которой создаются условия для снятия актуальных травмирующих состояний и выработки эффективных способов решения возникшей проблемы

Коррекция инструментальных коммуникативных трудностей (вербальных, невербальных, просодических, экстралингвистических), трудностей, связанных с негативным прошлым опытом общения, неуверенности, закомплексованности, безынициативности

 

Эффективность использования арт-терапевтических методов в преодолении актуальных коммуникативных трудностей подростков была доказана в квалификационных исследованиях студентов-психологов Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, проведенных под нашим руководством.

Обобщение результатов констатирующих этапов опытно-экспериментальной работы, полученных в различных эмпирических исследованиях, позволило выявить наиболее типичные коммуникативные трудности современных подростков (таблица 2).

Таблица 2

Типичные коммуникативные трудности подростков (n= 286 чел.)

 Коммуникативные

 трудности

Среднее значение

Рейтинг

Агрессивность (по методике определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко)

41,3 (очень высокий уровень)

1

Враждебность (по методике «Шкала враждебности» Кука-Медлей)

26,7 (высокий уровень)

2

Нетерпимость к людям (по методике «Шкала принятия других Фейя)

58,6 (средний уровень с тенденцией к высокому)

3

Интерактивные трудности, связанные с особенностями межличностных отношений с партнером (по методике «Социально-психологические характеристики субъекта общения В.А. Лабунской)

52,4 (средний уровень с тенденцией к высокому)

4

Цинизм (по методике «Шкала враждебности» Кука-Медлей)

38,7 (средний уровень с тенденцией к высокому)

5

Завуалированная жестокость (по методике определения деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко)

16,5 (средний уровень с тенденцией к высокому)

6

Стремление максимально контролировать отношения с партнерами (по методике «Опросник межличностных отношений У. Шутца)

6,3 (высокий уровень)

7

На формирующих этапах опытно-экспериментальной работы ставились задачи использования различных методов арт-терапии в целях преодоления актуальных коммуникативных трудностей подростков.

Так, например, в исследовании Т.В. Поповой была реализована программа, включающая различные техники изобразительного творчества и библиотерапии. У подростков экспериментальной группы, которые участвовали в психокоррекционных занятиях (n = 16 чел. в возрасте 13-14 лет), произошли значимые сдвиги по некоторым коммуникативным показателям: снизился уровень агрессивности (Т = 1,00 при р = 0,01); цинизма (Т = 0,00 при р = 0,01); враждебности (Т = 0,50 при р = 0,01); значимо повысился уровень принятия других (Т = 0,00, при р = 0,01), т.е. наметились тенденции к преодолению наиболее актуальных коммуникативных трудностей подростков, что проявилось в гармонизации межличностных контактов, возникновении потребности установления доверительных отношений, проявлении открытости, толерантности, готовности слушать, сотрудничать и договариваться.

Снизилась частота возникновения коммуникативных трудностей, связанных с личностными особенностями партнера по общению (рис. 1).

           

Условные обозначения: ЭР – экспрессивно-речевые трудности; СП – социально-перцептивные трудности; ОО – трудности отношения – обращения партнеров друг к другу; НВ – трудности связанные с неумением организовать взаимодействие; УО – трудности, связанные с интенсивностью общения, возрастом, полом, статусом партнера

 

Рис. 1. Уровень выраженности коммуникативных трудностей подростка (по методике В.А. Лабунской)

           

            Подростки стали более терпимы и лояльны к неадекватным экспрессивно-речевым особенностям партнеров по общению (Т = 3,50 при р = 0,04), несовершенству их вербальных и невербальных действий, неуместности высказываний; реже стали высмеивать допущенные собеседником ошибки, проявлять сарказм и доминантность в общении. Кроме того, подростки научились при необходимости достаточно конструктивно общаться даже с теми партнерами, кто им кажется непривлекательными, неинтересными; слушать их, продумывать стратегии взаимовлияния; изменять при необходимости собственные коммуникативные планы (снизилась частота коммуникативных трудностей, связанных с социально-перцептивными особенностями партнера по общению: Т = 0,00 при р = 0,01).

            Результаты 16-факторного опросника Р.Б. Кеттела также выявили положительную динамику индивидуальных профилей личностных качеств подростков, обусловливающих характер межличностного общения (75 % от общего числа выборки).

Рис. 2. Индивидуальный профиль личностных качеств, обусловливающих характер межличностного общения

 

Пример Евгении Г., 13 лет (рис. 2). Замкнутая, неуверенная в себе девочка, испытывающая страх вербализации собственного мнения, склонная к инфантильным, хаотичным формам коммуникативной активности. Эффектом от участия в психокоррекционной арт-терапевтической программе стало повышение выраженности значений по параметрам А – «общительность», G – «совестливость», Н – «смелость в общении», Q3 – «высокий самоконтроль поведения» наряду с повышением собранности, целенаправленности, мобилизации коммуникативного поведения (Q4 – «напряженность»). Однако Евгения стала более упряма, настойчива в отстаивании собственного мнения, подозрительна и тревожна в общении с агрессивно настроенными партнерами (более выраженными стали параметры I – «суровость», L – «подозрительность», O – «тревожность»). Экспертные оценки родителей, учителей, сверстников подтверждают, что Женя стала болееобщительна, открыта и добросердечна; появилась естественность и непринужденность в поведении, внимательность, инициативность, гибкость. В общении девочка живо откликается на события, проявляет яркие эмоции, эмпатию, строго следит за нормативностью собственного поведения, готова признавать и исправлять допущенные ошибки.

 В целом, у подростков экспериментальной группы после проведения психокоррекционной программы значимо выше по сравнению с респондентами контрольной группы стал уровень общительности (U = 11 при р = 0,02), коммуникативной активности (U = 9,00 при р = 0,01), контактности (U = 13,5 при p = 0,04), настойчивости (U = 13 при р = 0,04), самоконтроля в общении (U = 11,50 при p = 0,03) (при первичной диагностике значимых различий между экспериментальной и контрольной группой по данным показателям выявлено не было).

В квалификационном исследовании С.С. Скороспеловой использовались методы танцевальной терапии в сочетании с психологическими этюдами в целях психокоррекции подростковой агрессивности, враждебности и цинизма (n=20 чел. в возрасте 13-14 лет). Не смотря на то, что подростки сельской школы достаточно сложно включались в танцевальную и театральную деятельность, однако результативность этих методов в преодолении актуальных коммуникативных трудностей подростков была доказана (рис. 3).

Рис. 3. Уровень цинизма, агрессивности, враждебности подростков (по методике Кука-Медлей)

С помощью Т-критерия Вилкоксона выявлены положительные сдвиги в снижении уровня цинизма (Т = 0,00 при р = 0,005) и агрессивности (Т = 1,00 при р = 0,01). Подростки стали более спокойными, уравновешенными, менее конфликтными, вспыльчивыми, склонными к протестно-демонстративному поведению в общении, научились контролировать негативные эмоциональные состояния, проявлять терпимость к инакомыслию.

Значимо снизился уровень выраженности различных форм агрессивного поведения (по методике Басса-Дарки): физической агрессии (Т = 1,50 при р = 0,02), косвенной агрессии (Т = 1,00 при р = 0,01), подозрительности (Т = 0,00 при р = 0,005), вербальной агрессии (Т = 0,00 при р = 0,007), чувства вины (Т = 2,00 при р = 0,015). Подростки стали более сдержанными в выражении своего недовольства, гнева, раздражения и др., научились выражать негативные эмоции социально-приемлемыми способами, коммуникативное поведение стало более целенаправленным, осознанным, нормативным, что привело к снижению субъективной напряженности подростков, к оптимизации межличностных коммуникаций.

 В квалификационном исследовании Э.В. Зейналова было доказано, во-первых, что существует взаимосвязь коммуникативных установок подростков с различными формами коммуникативной агрессивности (таблица 3); во-вторых, что музыкотерапия оказывает позитивное влияние на коммуникативные установки подростков и снижение коммуникативной агрессивности. Коммуникативные установки подростков (n=40 в возрасте 13-14 лет) выявлялись с помощью опросника межличностных отношений (ОИО) У. Шутца в модификации В.А. Лабунской, а формы коммуникативной агрессивности по методике В.В. Бойко.

Таблица 3

Значимые взаимосвязи между коммуникативными установками подростков и формами коммуникативной агрессивности (по результатам корреляционного анализа Спирмена,n=40)

 

КУ

 

Формы коммуникативной агрессивности

СА

НТА

 НПА

 АА

 ПА

 СОА

А

 

РА

СЗА

УА

Ie

     

0,51*

0,48*

     

0,62**

0,48*

Cw

-0,62**

       

0,47*

0,51*

0,46*

 

-0,46*

Ae

   

0,6**

 

0,44*

         

Iw

 

-0,56**

0,49*

 

0,52*

         

Ce

-0,71**

   

0,64**

0,55*

         

Aw

- 0,45*

 

0,46*

0,54*

           

Примечание: * – р < 0,05; ** – р < 0,01

КУ – коммуникативные установки:Ie – находиться в обществе других, Cw – подчиняться другим, Ae – устанавливать близкие отношения с другими, Iw – быть принятым другими, Ce – контролировать отношения с другими, Aw – желание, чтобы другие устанавливали близкие отношения со мной.

Формы коммуникативной агрессивности: СА – спонтанность агрессии, НТА – неспособность тормозить агрессию, НПА – неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты, АА – анонимная агрессия, ПА – провокация агрессии у окружающих, СОА – склонность к отраженной агрессии, А – аутоагрессия, РА – ритуализация агрессии, СЗА – склонность заражаться агрессией толпы, УА – удовольствие от агрессии

 

На основе выявленных взаимосвязей была выдвинута гипотеза о том, что музыкально-терапевтическое воздействие может оказывать эффективное комплексное влияние на снижение различных форм коммуникативной агрессивности подростков, а также выраженность конформных (Cw – подчиняться другим) и эгоистических (Aw – желание, чтобы другие шли на контакт и устанавливали близкие отношения) установок в межличностных отношениях. Действительно, реализация авторской программы с использованием музыкотерапии с подростками экспериментальной группы (n = 20 чел.) способствовала снижению некоторых форм коммуникативной агрессивности(рис. 4): неумения переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты, провокации агрессии у окружающих, склонности к отраженной агрессии, аутоагрессии, удовольствия от агрессии, расплаты за агрессию (согласно критерия U Манна-Уитни при первичной диагностике значимых различий в выраженности этих показателей в двух группах выявлено не было, вторичная диагностика показала, что выраженность данных показателей значимо снизилась у подростков экспериментальной группы). Подростки научились переключать агрессивные побуждения на трудовую, спортивную и др. деятельность; в ситуации растущего внутреннего напряжения слушали музыку, дистанцируясь от травмирующих переживаний; реже провоцировали реакции гнева, раздражения у партнеров, уступая в конфликтных ситуациях, сглаживая возникающие противоречия; стали менее склонны к ответной грубости, злословию, мстительности.

 

Примечание: СА – спонтанность агрессии, НТА – неспособность тормозить агрессию, НПА – неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты, АА – анонимная агрессия, ПА – провокация агрессии у окружающих, СОА – склонность к отраженной агрессии, А – аутоагрессия, РА – ритуализация агрессии, СЗА – склонность заражаться агрессией толпы, УА – удовольствие от агрессии, РЗА – расплата за агрессию

Рис. 4. Выраженность интегральных форм коммуникативной агрессивности подростков экспериментальной группы до и после проведения эксперимента

Кроме того, произошел значимый сдвиг (по Т-критерию Вилкоксона) в выраженности средних значений конформных (Cw: Т = 1,5 при р = 0,01; срез 1: m = 7,4; срез 2: m = 4,2) и эгоистических (Aw: Т = 0,00 при р = 0,006 срез 1: m = 7,9; срез 2: m = 3,8) установок в межличностных отношениях.

В качестве примера приведем несколько высказываний из сочинений подростков экспериментальной группы на тему «Как я общаюсь?», показывающих изменение коммуникативных установок субъекта (таблица 4).

Таблица 4.

Примеры субъективной оценки подростками собственных коммуникативных качеств

 Имя, возраст подростка

 Высказывание

до участия в программе

 Высказывание

после участия в программе

 Марина, 14 лет

«Если со мной спорят – меня это бесит! А еще больше бесит, что нельзя нахамить открыто, замучаешься потом оправдываться! Вот и злюсь на всех – и на других, и на себя…»

«Начала уважать себя за то, что научилась спокойно объяснять, что мне не нравится и чего я хочу. Да и злиться стала меньше, просто смешно, иногда, смотреть на тех, кто из себя выходит, чтобы доказать что-то…»

 Александр, 14 лет

«Общаюсь я сильно! Постоять за себя сумею, никого не боюсь, заткну любого! Пусть меня боятся!..»

 «Понял, что криком ничего не добьешься… Плохо, когда тебя боятся. Хочется, чтобы понимали…»

Алена, 14 лет

«Мне говорят, что я не умею держать себя в руках. Да, меня может так занести! И не остановиться! Наговорю всего – потом жалею…»

«Сейчас, когда чувствую, что выхожу из себя, вспоминаю музыку Вивальди «Зима» и чувствую, что она уносит мою злость…»

 Иван, 14 лет

«Я, наверное, слишком впечатлительный и обидчивый. Никогда не прощаю тех, кто меня предал… Если мне больно – должно быть и им больно!»

«Хочу научиться прощать… Самому будет легче! Правильно говорят: «На обиженных воду возят»!

Анализ результатов исследования позволяет утверждать развивающее и психокоррекционное воздействие музыкотерапии на оптимизацию общения подростка: изменение деструктивных коммуникативных установок, развития рефлексии, осознания собственных коммуникативных трудностей и оптимизацию межличностных коммуникаций через снижение выраженности агрессивных форм поведения.

Таким образом, арт-терапевтические психотехнологии способствуют самораскрытию подростка в межличностном общении, осознанию и преодолению собственных коммуникативных трудностей:

-        Наиболее типичными коммуникативными трудностями подростков в возрасте 13-14 лет являются трудности, связанные с высоким уровнем их агрессивности, враждебности, цинизма, нетерпимости к людям, завуалированной жестокости; интерактивные трудности, связанные с особенностями межличностных отношений с партнером; стремление максимально контролировать отношения с партнерами.

-        Методы изобразительного творчества и библиотерапии являются эффективным средством в преодоленииагрессивности, цинизма, враждебности, нетерпимости, негативистических установок по отношению к коммуникативному партнеру через развитие эмпатии, отзывчивости, контактности, самоконтроля в общении, готовности принимать и оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

-         Методы танцевальной терапии и психологических этюдов способствуют снижению у подростка уровня физической, косвенной агрессии, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины; снижают степень внутренней напряженности и дискомфорта подростка; способствуют развитию коммуникативного планирования и самоконтроля в общении.

-         Деструктивные коммуникативные установки подростка связаны с различными формами агрессивного поведения в общении; эффективным методом преодоления этих коммуникативных проблем подростка является музыкотерапия, снижающая степень выраженности конформных и эгоистических установок в межличностных отношениях; проявление таких форм агрессивного поведения, как неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты, провокация агрессии у окружающих, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, удовольствие от агрессии, расплата за агрессию.

Все вышесказанное доказывает эффективность арт-терапии как метода психологической помощи, направленной на преодоление актуальных коммуникативных трудностей подростков, их самопонимание и самосовершенствование в сфере межличностного общения.

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.
  2. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. – М.: Пед. общ-во России, 2004.
  4. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практ. психолога. – М.: ЭКСМО, 2004.
  5. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, Ю.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова. – М.: Академия, 2001.
  6. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  7. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.
  8. Самохвалова А.Г. Генезис затрудненного общения в детском возрасте // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 2(52). – С. 367-372.
  9. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. – СПб. : Речь, 2011. – 432 с.
  10. Самохвалова А.Г.Психология затрудненного общения ребенка. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 418 с.    

Об авторе

Самохвалова Анна Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии, докторант ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»,

 e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Самохвалова А.Г. Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.