ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ЛИЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ СЛУЖАЩИХ

  

УДК 159.923

English version:

Аннотация: в статье рассматривается феномен «профессионального» выгорания», его составляющие и факторы формирования. Представлены данные исследования индивидуальной социальной ответственности. Автором выявлены связи компонентов профессионального выгорания и личной социальной ответственности. Сделаны выводы о том, что личная социальная ответственность может выступать ресурсом, способствующим предотвращению профессионального выгорания.

Ключевые слова: личная социальная ответственность, профессионализация, синдром «профессионального выгорания», деперсонализация, редукция профессиональных достижений, эмоциональное истощение. 

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Феномен социальной ответственности представляет огромный интерес в современном мире и все чаще становится объектом теоретических и практических исследований [5], поскольку не только влияет на различные сферы общественной жизни, но и затрагивает интересы корпораций и индивидуумов.

В широком смысле, социальная ответственность бизнеса понимается как ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, не совсем явно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, человеколюбия, милосердия, сострадания и т. д.), которые влияют как на качество жизни отдельных социальных групп так и общества в целом [12].

Под ответственностью принято понимать форму саморегуляции и самодетерминации личности, выражающиеся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий, а так же в осознании и контроле своей способности становиться причиной изменений в собственной жизни и окружающем мире [3].

Социальная ответственность рассматривается как соблюдение общественно необходимых моральных принципов и правовых норм [10], склонность человека соотносить свое поведение в соответствии с интересами иных людей и социального целого, а не в узкоэгоистических интересах, придерживаться принятых норм и исполнять ролевые обязанности [3].

Ответственность личности является сложным и многоаспектным личностным образованием. Так, например, в структурном подходе к ответственности выделяют когнитивный, эмоциональный, волевой, динамический мотивационный, поведенческий и результативный компоненты [9].

Следует отметить существование различных подходов к пониманию личной социальной ответственности. Так, Л.А. Барановской выделены четыре уровня социальной ответственности: безответственный; утилитарно-прагматический (выгодно-не выгодно); нормативно-функциональный (хорошо-плохо); созидательно-альтруистический (совесть).

А.В. Белов выделяет субъектный, личностный (психологический) и практический уровни социальной ответственности. Субъектный уровень социально-ответственного поведения представлен в мотивационно-целевой сфере. На этом уровне важны цели, ценности, мотивы, а также выбор, основанный на осознании значимых экономических, социальных, экологических проблем, которые требуют ответственного личного и общественного вмешательства. В основе социально ориентированной деятельности находится гуманизм как общий принцип уважения к человеку, когда другие люди воспринимаются и рассматриваются как ценность. Личностный(психологический) уровень социально-ответственного поведения обозначен аффективно-волевой сферой и иерархией личностных смыслов. Отличительная особенность социально ответственного поведения – присущий ему инициативный характер и его добровольность. Ответственность принимается как наступающая здесь и сейчас, и это принятие осуществляется в форме волевого усилия. Решающая роль отводится системе личностных смыслов, формирующейся как результат смыслопорождающей функции мотивов, когда человек понимает, для чего он должен взять на себя дополнительное бремя. Третий уровень механизма реализации социальной ответственности – практический, непосредственным проявлением которого становятся поступки и реальные достижения. Этой моделью предполагается ответственность человека и за уже случившееся, и за настоящее, и за будущее общества в самой отдаленной перспективе [1].

Н.В. Анненковой рассматриваются следующие уровни личной социальной ответственности: по отношению к «другому», к компании и к обществу. При этом в рамках каждого из них предполагается три вида отношения к социальной ответственности: 1) ориентация бизнеса исключительно на увеличение прибыли для своих акционеров; 2) ориентация бизнеса решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества и сохранение окружающей среды; 3) социальная ответственность как долгосрочные инвестиции, при которых создается благоприятное социальное окружение, сокращая, таким образом, потери прибыли в долгосрочной перспективе [2; 3].

Общий уровень личной социальной ответственности имеет тенденцию повышаться с возрастом, что определяется реально сложившимися в обществе структурой и характером социальных отношений. Такой компонент личной социальной ответственности как я-другой, напрямую связанный с превращением социальной ответственности из формальной в реальную, с увеличением возраста человека придает ей интерсубъектный характер [1; 11].

Особый интерес в описываемом контексте представляет исследование проблемы личной социальной ответственности служащих.

Трудовая деятельность, как правило, положительно влияет на человека и его личностные особенности. Субъект, останавливающий свой выбор на той или иной профессии, на «старте» профессиональной деятельности должен иметь в своем распоряжении специфические психологические качества, чтобы не оказаться профессионально непригодным. В дальнейшем законами корпоративности начинают предъявляться специфические требования и настойчиво предлагать человеку своеобразный профессиональный стереотип поведения, в случае отклонения от которого может начаться торможение и даже блокирование профессионального роста [7]. В процессе длительного занятия какой-либо профессией даже могут сформироваться профессионально значимые, «опознавательные» личностные качества, позволяющие отличать представителей одной профессии от другой и навязывающие общественные ожидания изменений психики у лиц, занятых определенной деятельностью.

Признаком отрицательного воздействия профессии на личность является развитие профессиональных деформаций, которые означают всякое изменение, порожденное профессией, происходящее в организме и приобретающее стойкий характер [6; 7; 8]. Профессиональные деформации рассматриваются как деструктивные изменения личности, возникающие в процессе выполнения трудовой деятельности, к которым относится и синдром профессионального «выгорания», представляющий собой сложный, многоплановый конструкт, представленный единым комплексом негативных психологических переживаний, порожденных интенсивными и длительными межличностными эмоционально насыщенными или когнитивно сложными коммуникациями. Синдром профессионального выгорания может проявляться в трех формах: в эмоциональном истощении – переживании опустошенности и бессилия; в деперсонализации – дегуманизации отношений с другими людьми; в редукции личных достижений – занижении собственных достижений, потере смысла и желания вкладывать усилия в работу [13].

Эмоциональное истощение является основной составляющей выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, эмоциональном перенасыщении или равнодушии.

Деперсонализация определяется как тенденция формирования негативного, бездушного, циничного отношения к реципиентам. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми, обезличивании и формализации контактов становятся обезличенными. В одних случаях возможно повышение зависимости от окружающих, в других случаях может быть увеличение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам [6].

Редуцирование профессиональных достижений обнаруживается снижением чувства компетентности в своей работе, недовольством собой, уменьшением ценности своей деятельности, занижением своих профессиональных достижений и успехов, негативизмом по отношению к служебным достоинствам и возможностям, ограничением по отношению к другим своих обязанностей. В итоге появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе.

В исследованиях, посвященных «выгоранию», отмечается связь «выгорания» с коммуникативной компетентностью, экстравертированностью, ригидностью, тревожностью [4].

Целью исследования стало изучение взаимосвязи личной социальной ответственности и «профессионального выгорания» служащих корпораций финансовой сферы.

В исследовании приняли участие 60 служащих финансовой сферы,возраст которых от 26 до 60 лет.

В исследовании применялась методика диагностики социальной ответственности Н.В. Анненковой, позволяющая оценить личную социальную ответственность (ЛСО) индивидуума по отношению к «другому» (ЛСО к другому), компании (ЛСО к компании) и обществу (ЛСО к обществу) [2]. Социальная ответственность рассматривалась нами как стойкое личностное свойство. Для определения уровня профессионального выгорания в исследовании применялась методика «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон.

На основании полученных данных можно говорить о том, что в целом для служащих характерен средний общий уровень ЛСО, высокий уровень ЛСО в отношении к другому (Я-другой), и средний уровень ЛСО в отношении компании и общества в целом (Я-компания, Я-общество) (см. табл. 1).

Таблица 1

Средние значения по показателю личной социальной ответственности госслужащих

Показатель ЛСО

Значения

ЛСО (общий)

ЛСО

(Я-другой)

ЛСО

(Я-компания)

ЛСО

(Я-общество)

Средние значения по выборке

74,35

23,05

30

21,30

Корреляционный анализ результатов показал, что имеется обратно пропорциональная зависимость таких составляющих профессионального выгорания, как эмоциональная истощенность (r=-0,5457, p≤0,01) и деперсонализации (r=-0,6423, p≤0,01), и взаимосвязь редукции профессиональных достижений (r=0,51758, p≤0,01) с общим уровнем личной социальной ответственности респондентов (см. табл. 2). Иными словами, чем выше уровень личной социальной ответственности, являющийся не только показателем развития, но и критерием социальной зрелости личности, которая, в частности, проявляется в потребности самореализации не себя в обществе, а себя для общества, тем менее выражено ощущение эмоционального перенапряжения и чувство опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов, а также менее выражено циничное отношение к труду и объектам своего труда, желание ограничивать свои возможности и обязанности.

При рассмотрении показателей корреляции составляющих социальной ответственности следует также отметить обратно пропорциональную зависимость такой составляющей профессионального выгорания, как деперсонализация, и личной социальной ответственности респондентов к другому (r=-0,3042, p≤0,05) и к обществу (r=-0,4476, p≤0,01). А также прямую пропорциональную зависимость редукции профессиональных достижений с теми же показателями: Я-другой (r=-0,28519, p≤0,05) и Я-общество (r=-0,42003, p≤0,01) (см. табл. 2).

Таблица 2.

Показатели корреляции профессионального выгорания и личной социальной ответственности

 

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция профессиональных достижений

ЛСО

(общий)

-0,5457

-0,6423

0,51758

ЛСО

(Я-другой)

-0,2199

-0,3042

0,28519

ЛСО

(Я-компания)

-0,5175

-0,2455

0,09407

ЛСО

(Я-общество)

-0,1277

-0,4476

0,42003

Таким образом, чем выше ответственность перед конкретным человеком и перед государством в целом, тем менее выражена тенденция к формированию негативного, бездушного, циничного отношения к реципиентам и тем выше чувство компетентности в своей работе, выше ценность своей деятельности, уровень позитивной оценки своих профессиональных достижений и успехов, своих служебных достоинств и возможностей, то есть, чем выше ощущение удовлетворенности своей работой, не безразличие к работе и ее результатам, чувство собственной состоятельности, тем более индивид осознает свои обязанности по отношению к другим.

Высокий уровень личной ответственности перед компанией, в свою очередь, способствует предотвращению появления чувства опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов (r=-0,51753, p≤0,01) (см. табл. 2).

На основании проведенного исследования можно говорить о том, что личная социальная ответственность может выступать ресурсом, способствующим предотвращению профессионального выгорания, а выраженность таких компонентов личной социальной ответственности, как Я-другой и Я-общество, способствуют снижению тенденции к формированию негативного, бездушного, циничного отношения к реципиентам у служащих и повышает чувство компетентности и удовлетворенности своей работой, ценности своей деятельности, позитивной оценки своих профессиональных достижений и успехов. Высокий уровень еще одного компонента личной ответственности – ответственности перед компанией – в свою очередь, способствует предотвращению появления чувства опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.

 

Литература

 

1. Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Исследование личной социальной ответственности индивидуума // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика // Сборник научных статей. Ответственный редактор А.Н. Лебедев. – М.: «Спутник+», 2014. – С. 11-20.

2. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Буянова С.М. Личностные характеристики индивидуальной социальной ответственности // Акмеология, 2012. – №2. – С. 23.

3. Анненкова Н.В., Мужичкова Ю.Е., Камнева Е.В. Психологические компоненты личной социальной ответственности // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. // Сборник научных статей. Ответственный редактор А.Н. Лебедев. – М.: «Спутник+», 2014. – С. 4-11.

4. Васильева С.А.Синдром профессионального выгорания у сотрудников женской исправительной колонии [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. № 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 23.05.2015).

5. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Тенденции социально-экономической жизни российского общества и развитие исследований отечественной экономической психологии // Знание. Понимание. Умение, 2009. – № 4. – С.27-35.

6. Камнева Е.В. Агрессивность и тревожность как проявления профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России, 2011. – № 2. – С. 113-118.

7. Камнева Е.В. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел: факторы и формы проявления: Монография. – М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011. – 108 с.

8. Лебедев А.Н., Камнева Е.В., Буянова С.М. Влияние индивидуально-психологических особенностей на «профессиональное выгорание» сотрудников органов внутренних дел // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2012. – № 3(7). – С. 58-63.

9. Лидак Л.В., Желаевская Н.Ф. Влияние профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http:// ppip.su (дата обращения: 23.05.2015).

10. Мужичкова Ю.Е., Коробанова Ж.В. Истоки и механизмы социальной ответственности бизнеса: междисциплинарный подход // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2013. – № 1. – С. 67-74.

11. Соловьева О.В., Правдивцева Л.Л. Психологическая помощь в актуализации адаптивных возможностей женщин зрелого возраста [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. № 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 23.05.2015).

12. Хваловская Н.О. Социальная ответственность бизнеса // Перспективы науки, 2010. – №7(09). – С.53-56.

13. Maslach С., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). PaloAlto, California: ConsultingPsychologicalPress, Inc., 1996. – P. 52.

Об авторе

Камнева Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Прикладная психология ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Камнева Е.В. Личная социальная ответственностьость как интегратор профессиональных. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.