ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

СПЕЦИФИКА ПОЛОГЕНДЕРНЫХ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  

УДК 159.9

English version:

Аннотация. В статье определяются и научно обосновываются системные факторы и психологические условия, структурные, содержательные, технологические аспекты, обеспечивающих гармонизацию и динамическое равновесие пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов в начале и в конце обучения в вузе с положительным и отрицательным отношением к учебной деятельности. 

Ключевые слова: формирование пологендерной индивидуальности студентов, структуры интегральной индивидуальности студентов юношей и девушек, системный подход, удовлетворенность учебной деятельностью, отношение к учебной деятельности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В условиях продолжающейся демократизации жизни общества в отечественной системе профессионального образования и профессиональной подготовки специалистов происходят существенные преобразования. Развивается многоуровневый подход к учебно-профессиональной деятельности, который характеризуется совместной творческой деятельностью преподавателя и студента по выбору формы и способов обучения, активной познавательной потребностью студента в отстаивании позиций; способностью студента к рефлексии. Развивается вариативность в освоении теоретического и практического учебного материала, студент имеет свободный выбор вида обучения (сообщающего, программированного, проблемного и др.) Данный подход предполагает сочетание множественности способов освоения учебного материала, всесторонней его оценки с методологическим единством исходных принципов. И в этих условиях, чтобы быть успешным в учебно-профессиональной деятельности, необходимо быть активным субъектом деятельности. Именно поэтому мы предположили, что отношение к учебной деятельности будет системообразующим фактором в развитии интегральной индивидуальности студентов. Отношение к учебно-профессиональной деятельности будет оказывать различное влияние на девушек и на юношей студентов, причем в начале и в конце обучения характер влияния будет тоже разный.

Исследования проводились в Пятигорском государственном лингвистическом университете в течение 5 лет. Испытуемые были студенты факультета французского языка и факультета психологии. Всего в эксперименте приняло участие 500 человек в возрасте 19-27 лет начального и завершающего этапов обучения (из них 77 юношей и 423 девушки) [5]. В основе изучения структур интегральной индивидуальности студентов положено раскрытие взаимосвязей свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней в зависимости от удовлетворенности учебной деятельностью на разных этапах обучения [1].

Мы диагностировали разноуровневые свойства четырех уровней интегральной индивидуальности испытуемых студентов: нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней [3, 4]. Были исследованы свойства нервной системы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов с помощью методики Я. Стреляу. Свойства темперамента (эргичность и социальная эргичность, пластичность и социальная пластичность, темп и социальный темп, эмоциональность и социальная эмоциональность) мы диагностировали с помощью методики В.М. Русалова. Свойства личности (общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, интернальность в области семейных отношений, интернальность в области производственных отношений, интернальность в области здоровья и болезни) мы изучили при помощи методики УСК Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда. Социально-психологические свойства (авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбие, альтруистичность) мы исследовали с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Затем мы изучили отношение к учебной деятельности студентов. Как известно, любое отношение включает в себя когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты. Мы, в рамках отношения к учебной деятельности, изучили мотивационный и эмоциональный компоненты. Когнитивный и поведенческий компоненты изучались на основе наблюдения и результатов экзаменационных сессий. Мотивация и эмоции характеризуют различные аспекты одного и того же процесса.

Мотивация стимулирует определенные виды поведения, главным образом те, которые позволяют добиваться определенных целей. Применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют студента к изучению будущей профессиональной деятельности [10, 11]. Эмоции, порождаясь деятельностью, не только становятся ее неотъемлемым компонентом, но и начинают активно выполнять функции ее регуляции. Отражая соотношение между мотивационно-потребностной стороной деятельности и реальными достижениями и возможностями человека, эмоциональные процессы играют очень важную роль в учебной деятельности студентов. Отрицательные эмоции, сочетаясь с неопределенностью мотивации, снижают степень сформированности механизмов саморегуляции, усиливают дезадаптацию и даже приводят порой к так называемому срыву адаптации. По данным наших исследований у студентов с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний, как правило, наблюдается низкий уровень мотивации достижения успеха в учебной деятельности. Поскольку психические состояния влияют на согласованную деятельность психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти), то высокий уровень положительных эмоциональных переживаний приводит к повышению общей успеваемости студентов, к формированию новых учебных целей, соответствующих требованиям обучения, а достижение определенных результатов ведет к перестройке отношения к будущей профессии [12]. Таким образом, удовлетворенность учебной деятельностью мы определили как эмоционально оценочное отношение студентов к учебной деятельности, условиям и результатам ее протекания.

Обобщив и систематизировав известные данные, проведя многочисленные опросы студентов в течение семи лет, мы пришли к заключению, что удовлетворенность учебной деятельностью – это интегративное понятие и состоит из различных переменных или их сочетания. Кроме того, лишь немногих студентов удовлетворяют все аспекты их учебной деятельности. И само понятие учебной деятельности достаточно узко для определения удовлетворенности учебной деятельностью. В связи с этим мы выделили комплекс составляющих понятия «удовлетворенность учебной деятельностью», который, по нашему мнению, включает в себя: удовлетворенность учебным процессом; удовлетворенность воспитательным процессом; удовлетворенность избранной профессией; удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками; удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза; удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем. В результате нами была создана валидизирована и опубликована методика диагностики удовлетворенности учебной деятельностью [6]. С помощью методики, разработанной на кафедре психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина), мы диагностировали мотивацию учебной деятельности студентов. Удовлетворенность учебной деятельностью мы диагностировали с помощью созданного нами опросника.

Таким образом, на первом и пятом курсах были выделены две группы испытуемых с полярным отношением к учебной деятельности. К группе с положительным отношением были отнесены высокомотивированные студенты, удовлетворенные учебной деятельностью, к группе с отрицательным отношением были отнесены низкомотивированные студенты, неудовлетворенные учебной деятельностью.

Для исследования пологенерного психологического портрета студентов начального и завершающего этапа обучения мы привлекли следующий математический аппарат: t-критерий Стьюдента для определения статистической значимости различий по отдельным показателям интегральной индивидуальности студентов с полярным отношением к учебной деятельности в начале и в конце обучения; дискриминантный анализ (по О.М. Калинину) для выделения интегральных изменений в структуре интегральной индивидуальности студентов 1 и 5 курсов с полярным отношением к учебной деятельности; корреляционный анализ для установления попарных внутриуровневых и межуровневых корреляций показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности; факторизация матриц интеркорреляций в каждой группе студентов в начале и в конце обучения по центроидному методу Л. Тэрстоуна.

Мы провели сравнительный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов с положительным и отрицательным отношением к учебной деятельности на начальном и завершающем этапе обучения [7, 8].

Проведя математическую обработку, мы получили следующие результаты: t-критерий Стьюдента, являясь поэлементным анализом, позволил установить статистически значимые различия по отдельным показателям свойств четырех уровней интегральной индивидуальности юношей и девушек. На 1 курсе поэлементный анализ констатировал у юношей и девушек с положительным отношением к учебной деятельности довольно высокую общность в степени выраженности разноуровневых свойств пологендерных структур интегральной индивидуальности. Из 26 свойств интегральной индивидуальности у юношей и девушек различия наблюдаются в 7 показателях: на нейродинамическом, психодинамическом (в основном) и личностном уровнях. У девушек в основном доминируют коммуникативные аспекты темперамента, а у юношей – предметно-деятельностные. У девушек преобладает интернальность в межличностных отношениях, у юношей в достижениях. Средняя общность в пологендерных структурах интегральной индивидуальности студентов первокурсников с положительным отношением к учебной деятельности составила 73,1%, а уникальность – 26,9%.

У студентов с отрицательным отношением к учебной деятельности проявляется больше различий в пологендерных структурах. Из 26 свойств интегральной индивидуальности различия наблюдаются в 10 показателях на нейродинамическом, психодинамическом и социально-психологическом. В основном различия наблюдаются на низших уровнях; а на социально-психологическом у девушек доминирует подчиняемость и зависимость, у юношей эгоистичность и агрессивность. Средняя общность в пологендерных структурах интегральной индивидуальности студентов первокурсников с отрицательным отношением к учебной деятельности составила 61,5%, а уникальность – 38,5%. Вероятно, положительная мотивация и удовлетворенность учебной деятельностью на 1 курсе сглаживает пологендерные различия, объединяя юношей и девушек в стремлении сохранить статус студента.

У студентов 5 курса наблюдается тенденция к увеличению различий у юношей и девушек в степени выраженности разноуровневых свойств в структурах интегральной индивидуальности, причем, на высших уровнях. У юношей и девушек с положительным отношением к учебной деятельности из 26 свойств интегральной индивидуальности различия наблюдаются в 12 показателях на всех четырех уровнях интегральной индивидуальности, но доминируют на высших. Средняя общность в пологендерных структурах интегральной индивидуальности студентов пятикурсников с положительным отношением составила 53,8%, а уникальность – 46,2%.

У студентов с отрицательным отношением к учебной деятельности различия наблюдаются в 11 показателях также на четырех уровнях интегральной индивидуальности, но превалирует на личностном и социально-психологическом. Средняя общность в гендерных структурах студентов с отрицательным отношением составила 57,7%, а уникальность – 42,3%.

Вероятно, к пятому курсу отношение к учебной деятельности не столь существенно влияет на пологендерные различия. На первый план выходит подготовка обеспечения будущей профессиональной деятельности, студенты развивают у себя чувство собственной ценности как специалиста, пытаются создать адекватную профессиональную самооценку, ищут практические возможности для преодоления неуверенности в своей профессиональной востребованности, в своем умении и возможностях обеспечить свое будущее. На этом этапе юношей и девушек объединяет общность целей и задач, стоящих перед выпускниками.

Переместившиеся различия с начала обучения к пятому курсу с низших уровней на высшие объясняются, вероятно тем, что юноши и девушки заканчивая институт готовятся к выполнению функционально обусловленным ролям в семье и гендерно маркированным ролям в обществе. Так, например, у девушек студенток-выпускниц статистически значимо выше, чем у юношей показатель интернальности в области семейных отношений, а у юношей – в области производственных отношений. У юношей более развита агрессивность, у девушек – дружелюбие.

Комплексный анализ обнаружил более явные различия в интегральных пологендерных структурах индивидуальности юношей и девушек, как в начале, так и в конце обучения в вузе в зависимости от отношения к учебной деятельности. Вначале мы вычислили комплексный показатель-дискриминатор по нейродинамическому, психодинамическому, личностному и социально-психологическому уровням в отдельности. В дальнейшем мы оперировали комплексными показателями низших и высших уровней порознь. Наконец, в центре внимания оказался весь перечень разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в целом.

Комплексный показатель нейродинамического уровня интегральной индивидуальности различается на статистически значимом уровне у юношей и девушек пятикурсников с положительным отношением и не обнаруживает пологендерных различий у пятикурсников с отрицательным отношением; у первокурсников юношей и девушек статистически значимых различий нет независимо от отношения к учебной деятельности. Комплексный показатель психодинамического уровня интегральной индивидуальности различается у юношей и девушек пятикурсников и с положительным отношением к учебной деятельности, и с отрицательным, у юношей и девушек первокурсников с положительным отношением к учебной деятельности – не имеет статистически значимого различия, в то время как у первокурсников с отрицательным отношением обнаружены статистически значимые различия. Комплексный показатель личностного уровня статистически значимо не различается у юношей и девушек пятикурсников с положительным отношением и различается с отрицательным отношением. У первокурсников наоборот: различается у юношей и девушек с отрицательным отношением, тогда как у юношей и девушек с положительным отношением не наблюдаются различия. Комплексный показатель социально-психологического уровня не различается на статистически значимом уровне у юношей и девушек в начале обучения и с положительным отношением и у первокурсников с отрицательным отношением; на завершающем этапе у студентов с отрицательным отношением пологендерных различий в этом показателе не обнаружено, но они проявились в группе с положительным отношением.

При сравнении комплексных показателей высших и низших уровней и общего комплексного показателя интегральной индивидуальности юношей и девушек с положительным и отрицательным отношением к учебной деятельности в начале и в конце обучения складывается следующая картина. У юношей и девушек первокурсников с положительным отношением к учебной деятельности различий не обнаруживается ни в одном случае, с отрицательным отношением статистически значимые различия обнаруживаются при сравнении комплексных показателей низших уровней. У юношей и девушек пятикурсников с отрицательным отношением к учебной деятельности различия не обнаруживаются по комплексному показателю высших уровней, но обнаруживаются по комплексному показателю низших уровней (у юношей статистически значимо выше, чем у девушек) и по общему комплексному показателю интегральной индивидуальности (у юношей статистически значимо выше, чем у девушек). У юношей и девушек пятикурсников с положительным отношением к учебной деятельности различия обнаруживаются и по комплексному показателю высших уровней (у девушек статистически значимо выше, чем у юношей), и по комплексному показателю низших уровней (у юношей статистически значимо выше, чем у девушек), и по общему комплексному показателю интегральной индивидуальности (у девушек статистически значимо выше, чем у юношей).

Для того чтобы дать более конкретное и детализированное представление о характере взаимосвязей свойств в структурах интегральной индивидуальности девушек и юношей в начале и в конце обучения мы провели корреляционный и факторный анализы.

Корреляционный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушек мы провели по внутриуровневым и межуровневым позициям.

Внутриуровневый корреляционный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушекпозволил выявить особенности развития каждого уровня интегральной индивидуальности у девушек и юношей на 1 и 5 курсах в зависимости от отношения к учебной деятельности (таблица1).

Таблица 1

Внутриуровневая корреляционная плотность в интегральных структурах индивидуальности юношей и девушек с положительным и отрицательным отношением к учебной деятельности в начале и в конце обучения

Группы испытуемых

Плотность связи внутри уровней в %

НДУ

ПДУ

ЛУ

СПУ

Общий

Юноши с отрицательным отн.к уч.деят-ти 1 курс

17

19

15

14

15

Девушки с отрицательным отн.к уч.деят-ти 1 курс

19

20

16

20

16

Юноши с положительным отн.к уч.деят-ти 1 курс

19

19

17

21

17

Девушки с положительным отн.к уч.деят-ти 1 курс

18

22

19

22

19

Юноши с отрицательным отн.к уч.деят-ти 5 курс

25

21

26

24

23

Девушки с отрицательным отн.к уч.деят-ти 5 курс

19

23

27

25

24

Юноши с положительным отн.к уч.деят-ти 5 курс

24

24

27

23

23

Девушки с положительным отн.к уч.деят-ти 5 курс

19

22

28

25

24

Примечание:      НДУ – нейродинамический уровень

ПДУ – психодинамический уровень

ЛУ – личностный уровень

СПУ – социально-психологический уровень

Следует отметить общие тенденции в проведенном нами анализе. Разные показатели разных свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней у девушек, как в начале, так и в конце обучения более организованы и упорядочены у девушек, чем у юношей, но в разной степени в зависимости от отношения к учебной деятельности.

Необходимо также отметить, что положительное отношение к учебной деятельности оказалось тем фактором, который упорядочивал и организовывал разноуровневые свойства в пологендерных структурах интегральной индивидуальности студентов в начале обучения, в конце обучения этот фактор практически не играл роли.

Внутриуровневые структуры интегральной индивидуальности девушек-первокурсниц с положительным отношением к учебной деятельности оказывались более организованными, нежели, чем структуры интегральной индивидуальности девушек с отрицательным отношением к учебной деятельности. Кроме того, необходимо сделать акцент на том, что у юношей – пятикурсников, независимо от отношения, более насыщенными оказались показатели свойств психодинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности, у юношей-первокурсников с отрицательным отношением – показатели свойств нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности; с положительным отношением нейродинамического и социально-психологического.

У девушек-первокурсниц с положительным отношением более взаимосвязанными оказались показатели свойств психодинамического, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности, у девушек-первокурсниц с отрицательным отношением – показатели свойств нейродинамического, психодинамического и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности; у девушек-пятикурсниц независимо от отношения более взаимосвязанными оказались показатели свойства трех уровней интегральной индивидуальности: психодинамического, личностного и социально-психологического.

Межуровневый корреляционный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушек позволил выявить всевозможные сочетания разноуровневых свойств и тем самым дал возможность определить содержание и характер этих взаимосвязей.

Общее количество обнаруженных межуровневых корреляций у девушек-первокурсниц с положительным отношением к учебной деятельности 17 (7,3% от теоретически возможных), у девушек-первокурсниц с отрицательным отношением к учебной деятельности – 13 (5,6% от теоретически возможных); у юношей-первокурсников с положительным отношением – 14 (5,9% от теоретически возможных); у юношей-первокурсников с отрицательным отношением – 10 (4,3% от теоретически возможных), у девушек-пятикурсниц с положительным отношением – 21 (8,9% от теоретически возможных); у девушек-пятикурсниц с отрицательным отношением – 20 (8,5% от теоретически возможных); у юношей-пятикурсников с положительным отношением – 19 (8,2% от теоретически возможных), у юношей-пятикурсников с отрицательным отношением – 18 (7,7% от теоретически возможных). Наметившаяся тенденция и здесь получила некоторые подтверждения. Вероятно, отношение к учебной деятельности на начальных курсах играет большую роль в ведущей деятельности и существенно отражается в пологендерных различиях, тогда как к концу обучения отношение к учебной деятельности оказывает гораздо меньшее влияние на пологендерные структуры интегральной индивидуальности.

Характер зависимости показателей свойств, принадлежащих к разным иерархическим уровням свидетельствует, что и у юношей и у девушек на разных ступенях обучения, независимо от отношения к учебной деятельности, наблюдается факт существования как много-многозначной связи, так и однозначной. Однако необходимо отметить, что межуровневая структура интегральной индивидуальности юношей-первокурсников с отрицательным отношением в большей степени насыщена жесткими однозначными и полужесткими одно-многозначными связями по сравнению с девушками-первокурсницами с отрицательным отношением. У юношей-выпускников идет небольшой перевес в сторону однозначных и одно-многозначных связей по сравнению с девушками-выпускницами, независимо от отношения.

Тип много-многозначной зависимости представлен у девушек-первокурсниц с положительным отношением в сфере взаимоотношений психодинамического и личностного уровней, личностного и социально-психологического уровней, с отрицательным отношением в сфере взаимоотношений психодинамического и личностного уровней; у юношей-первокурсников с положительным отношением – в сфере взаимоотношений нейродинамического и личностного, личностного и психодинамического, с отрицательным отношением – в сфере взаимоотношений нейродинамического и психодинамического; у девушек-пятикурсниц, независимо от отношения – в сфере взаимоотношений психодинамического и личностного, личностного и социально-психологического, социально-психологического и психодинамического; у юношей-пятикурсников независимо от отношения – в сфере взаимоотношений нейродинамического и личностного, психодинамического и социально-психологического, личностного и психодинамического.

Следовательно, межуровневый корреляционный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушек, как в начале, так и в конце обучения не совпадает и зависит от отношения к учебной деятельности, причем в начале обучения в большей степени. Межуровневая структура интегральной индивидуальности девушек более уплотнена и упорядочена чем межуровневая структура юношей, более насыщена гибкими много-многозначными зависимостями. Такая картина наблюдается у студентов и начального и завершающего этапов обучения, но существуют качественные различия между пологендерными структурами в начале и в конце обучения и в зависимости от отношения к учебной деятельности.

В начале обучения и у юношей и у девушек с отрицательным отношением к учебной деятельности более скоординированными оказались связи между свойствами низших уровней, наименее скоординированными между свойствами высших уровней; у первокурсников с положительным отношением оказываются довольно скоординированными отношения и между свойствами низших и высших уровней. Юноши-первокурсники с отрицательным отношением опережают девушек с отрицательным отношением к учебной деятельности по плотности корреляциионных зависимостей на низших уровнях, юноши-первокурсники с положительным отношением имеют большую плотность корреляционных зависимостей и на высших уровнях, хотя девушки с положительным отношением все равно опережают юношей по данному критерию на высших уровнях. По сравнению с юношами, у девушек выявлена более тесная зависимость между свойствами биологически и социально обусловленных уровней. В то время как в конце обучения наиболее скоординированными оказались связи между свойствами высших уровней. В целом по плотности, характеризующих степень пластичности интегральной индивидуальности, девушки опережают юношей. К концу обучения отношение к учебной деятельности не играет существенной роли в формировании пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушек.

Однако окончательный вывод о характере зависимостей в пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушек студентов может быть сделан на основе факторизации матриц интеркорреляции изучаемых объектов. Путем факторного анализабыли извлечены пологендерные структуры интегральной индивидуальности, насыщенные факторными весами.

Рассмотрим результаты факторного анализа интегральной пологендерной структуры индивидуальности девушек и юношей 1 курса с положительным и отрицательным отношением к учебной деятельности (таблица 2)

В таблице мы представили среднюю величину насыщенности нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности по всем факторам у юношей и девушек 1 курса с отрицательным и положительным отношением к учебной деятельности, выделили наполняемость факторов и определили характер межфакторных отношений.

Таблица 2.

Количественное выражение критериев развития интегральных пологендерных структур индивидуальности девушек и юношей студентов 1 курса с отрицательным и положительным отношением к учебной деятельности

Критерии развития ИИ

Группы

Приспособительная значимость уровней ИИ

Наполнямость факторов

Характер межфакторных отношений

НДУ

ПДУ

ЛУ

СПУ

Полная

Частичн.

Облический

Ортогональный

Девушки с отриц.отношен.

1,3

2,65

2,2

0,96

1

1

6

10

Юноши с отриц.отношен.

1,95

2,4

-

1,5

0

2

4

8

Девушки с положит. отношен.

2,17

2,43

2,18

0,95

1

2

14

8

Юноши с положит. отношен.

2,17

2,4

1,47

1,77

1

2

14

9

Примечание:      НДУ – нейродинамический уровень

ПДУ – психодинамический уровень

ЛУ – личностный уровень

СПУ – социально-психологический уровень

Таблица 2 и рисунки 1 и 2 наглядно подтверждает ранее выявленные тенденции. По характеру межфакторных связей, которые или ограничивают возможности человека (ортогональные) или увеличивают гибкость и пластичность его приспособления к жизненным реалиям и изменяющимся условиям объективной ситуации (облические), мы обнаруживаем пологендерные различия в структурах интегральной индивидуальности юношей и девушек в начале обучения, качественно отличающиеся в зависимости от отношения к учебной деятельности.

Рис.1.Средняя величина насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности юношей и девушек студентов 1 курса с отрицательным и положительным отношением к учебной деятельности значимыми факторными весами

 

Рис. 2. Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности юношей и девушек студентов 1 курса с отрицательным и положительным отношением к учебной деятельности значимыми факторными весами

У первокурсников с отрицательным отношением к учебной деятельности количествоортогональных связей превышает количество облических. В то время как у первокурсников с положительным отношением наоборот, количество облических связей превышает количество ортогональных. Доминирование ортогональных зависимостей в пологендерных структурах интегральной индивидуальности первокурсников с отрицательным отношением является деструктивным признаком систем, ограничивающим их приспособительные возможности к новым условиям деятельности.

Положительное отношение к учебной деятельности, вероятно, становится тем системообразующим фактором, который гармонизирует структуру интегральной индивидуальности и поэтому в пологендерных структурах интегральной индивидуальности первокурсников с положительным отношением наблюдается перевес облических зависимостей над ортогональными, что значительно повышает гибкость и пластичность приспособления к изменяющимся условиях объективной ситуации. Т.е. в жестких и однозначных структурах интегральной индивидуальности первокурсников с отрицательным отношением приспособительный эффект значительно ниже, чем в много-многозначных связях разноуровневых свойств интегральной индивидуальности первокурсников с положительным отношением.

Однако следует отметить еще одну особенность: у девушек с отрицательным отношением и облических и ортогональных связей больше, чем у юношей, а у девушек и юношей с положительным отношением практически равное количество и жестких и гибких связей. Следовательно, структурам интегральной индивидуальности девушек и юношей первокурсников с отрицательным отношением соответствуют разные адаптационные возможности, а структурам интегральной индивидуальности девушек и юношей с положительным отношением соответствуют одинаковые адаптационные возможности. На первом курсе у юношей и девушек отрицательное отношение к учебной деятельности ярко проявляет пологендерные различия, в то время как положительное отношение стирает эти различия.

По степени наполняемости факторову девушек и юношей с отрицательным отношением было выделено по 2 фактора, но наполняемость факторов у них разная, что говорит о разном уровне развития и степени гармоничности интегральной индивидуальности. У девушек выделен один полный фактор и один частичный, а у юношей – два частичных, причем у юношей на личностном уровне и в первом и втором факторах отсутствуют значимые веса (межфакторные связи), на социально-психологическом – во втором факторе. Следовательно, у девушек первокурсниц с отрицательным отношением – более полная структура факторов, свидетельствующая о более гармоничном характере взаимосвязей разноуровневых свойств по сравнению с юношами. У юношей и девушек с положительным отношением было выделено по 3 фактора (по одному полному и двум частичным) и наблюдается относительно равная наполняемость факторов, что опять подтверждает предыдущие наблюдения о том, что у первокурсников положительное отношение к учебной деятельности нивелирует гендерные различия

По средней величина насыщенности факторов: максимальная средняя насыщенность факторными весами у девушек с отрицательным отношением приходится на психодинамический уровень (2,65). Тот же самый уровень проявляет высокую приспособительную значимость и у юношей, но средняя величина насыщенности у юношей гораздо ниже – 2,4. Самую низкую приспособительную значимость у девушек демонстрирует социально-психологический уровень, а у юношей – личностный, где вообще отсутствуют межфакторные связи.

У девушек и юношей с положительным отношением мы находим гораздо больше сходства нежели, чем различий. Самую высокую приспособительную значимость имеет психодинамический уровень и у юношей и у девушек, причем, практически с равным значением факторных весов. Нейродинамический уровень представлен одинаково высокими факторными весами и у юношей и у девушек. На высших уровнях у девушек доминирует личностный уровень, у юношей – социально-психологический.

Общность факторных моделей юношей и девушек с положительным отношением и различия в факторных структурах у юношей и девушек с отрицательным отношением подтверждается соотношением средней величины насыщенности факторными весами между высшими и низшими уровнями. Несмотря на то, что у первокурсников независимо от пола и отношения к учебной деятельности низшие уровни доминируют над высшими, у юношей с отрицательным отношением низшие уровни имеют большую приспособительную значимость, так как их средняя величина насыщенности факторными весами составляет 2,18, а низшие уровни у девушек с отрицательным отношением имеют меньшую среднюю величину насыщенности факторными весами – 1,98. В то время как у юношей и девушек с положительным отношением средняя величина насыщенности факторными весами низших уровней практически одинакова – 2,29 и 2,3 соответственно; и на высших уровнях мы наблюдаем невысокую разницу в степени насыщенности, у юношей – 1,62, у девушек – 1,57.

Если сравнивать по средней величине насыщенности факторов у девушек и юношей 1 курса обнаруживается та же тенденция: зависимость степени пологендерных различий от отношения к учебной деятельности: отрицательно отношение увеличивает различия, положительное – снимает их.

Рассмотрим результаты факторного анализа пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов 5 курса с отрицательным и положительным отношением к учебной деятельности представлены в табл. 3 и рис. 3, 4.

Таблица 3.

Количественное выражение критериев развития интегральных пологендерных структур индивидуальности девушек и юношей 5 курса с отрицательным и положительным отношением к учебной деятельности

Критерии развития ИИ

Группы

Приспособительная значимость уровней ИИ

Наполнямость факторов

Характер межфакторных отношений

НДУ

ПДУ

ЛУ

СПУ

Полная

Частичная

Облический

Ортогональный

Девушки с отриц.отношен.

1,3

1,73

1,83

2,73

2

1

15

8

Юноши с отриц. отношен.

1,3

2,9

3,03

2,9

1

1

14

9

Девушки с положит. отношен.

1,73

2,57

2,75

1,92

3

0

18

7

Юноши с положит.отношен.

2,13

1,43

2,93

2,9

2

1

17

7

Примечание:      НДУ – нейродинамический уровень

ПДУ – психодинамический уровень

ЛУ – личностный уровень

СПУ – социально-психологический уровень

По характеру межфакторных связейу пятикурсников количество облических связей превышает количество ортогональных в отличие от первокурсников. У студентов 5 курса структура индивидуальности обладает большей гибкостью чем у студентов 1 курса, но у юношей и девушек 5 курса наблюдаются различия в структурах в зависимости от отношения к учебной деятельности. Девушки пятикурсницы с отрицательным отношением немного опережают юношей по количеству облических связей, но следует отметить, что по сравнению с юношами и девушками с положительным отношением у них количество облических связей заметно отстает.

Следовательно, у девушек 5 курса с отрицательным отношением немного выше, чем у юношей пластичность приспособления к изменяющимся условиям деятельности, но намного ниже, чем у юношей и девушек с положительным приспособлением. У девушек 5 курса с положительным отношением в свою очередь структура индивидуальности немного гибче, чем у юношей.

В общем и целом, по гибкости и пластичности факторные структуры индивидуальности девушек и юношей пятикурсников с отрицательным отношением к учебной деятельности схожи (разница в количестве облических и ортогональных связей составляет единицу). Факторные модели индивидуальности юношей и девушек с положительным отношением также схожи по гибкости и пластичности (разница в количестве облических связей составляет единицу, а ортогональные связи идентичны по количеству). Но между собой по этому параметру группы пятикурсников с положительным и отрицательным отношением к учебной деятельности существенно различаются.

Рис. 3. Средняя величина насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности юношей и девушек студентов 5 курса с отрицательным и положительным отношением к учебной деятельности значимыми факторными весами

 

 

Рис. 4. Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности юношей и девушек студентов 5 курса с отрицательным и положительным отношением к учебной деятельности значимыми факторными весами

Следовательно, отношение к учебной деятельности становится тем системообразующим фактором, который играет существенную роль в структурировании индивидуальности студентов в целом на пятом курсе и незначительно влияет на разницу приспособительных возможностей у юношей и девушек в отдельности.

По степени наполняемости факторов наблюдается ярко выраженное различие у девушек и юношей с отрицательным отношением и некоторое различие в пологендерных структурах интегральной индивидуальности девушек и юношей с положительным отношением. У девушек с отрицательным отношением выделилось три фактора, а у юношей всего два, причем, у девушек – два полных фактора, а у юношей – один. У девушек и юношей с положительным отношением выделилось по три фактора, из них у девушек – три целостных, у юношей – два.

Следовательно, наиболее развитая и гармоничная структура индивидуальности оказывается у девушек с положительным отношением, дальше по уровню развития идут юноши с положительным отношением и девушки с отрицательным отношением и наименее гармоничной оказывается структура у юношей с отрицательным отношением. Учитывая данный критерий, можно также отметить, что отношение к учебной деятельности значительно влияет на развитие структур интегральной индивидуальности пятикурсников в целом и в некоторой степени маркирует их в пологендерном отношении.

По степени насыщенности факторными весами вырисовывается следующая общая тенденция у студентов 5 курса: у юношей и девушек и с отрицательным и с положительным отношением ведущими в организации пологендерных структур интегральной индивидуальности являются высшие уровни, в то время как у первокурсников интеграторами были низшие уровни. Несмотря на то, что у выпускников доминируют высшие уровни, отношение к учебной деятельности вносит свои коррективы у юношей и девушек и обнаруживает довольно существенную разницу. У девушек с отрицательным отношением средняя насыщенность факторными весами низших уровней – 1,51, у юношей – 2,1; у девушек средняя насыщенность факторными весами высших уровней – 2,28, , у юношей – 2,95. У девушек с положительным отношением средняя насыщенность факторными весами низших уровней – 2,15, у юношей – 1,78; у девушек средняя насыщенность факторными весами высших уровней – 2,36, , у юношей – 2,92. В данном случае прослеживается довольно значительная разница в степени влияния высших и низших уровней на характер структурирование индивидуальности у юношей и девушек в зависимости от отношения к учебной деятельности.

Максимальная насыщенность факторными весами у девушек с отрицательным отношением приходится на социально-психологический уровень, у юношей – на личностный; самую низкую приспособительную значимость и у девушек и у юношей проявляет нейродинамический уровень.

У девушек и юношей с положительным отношением максимальная насыщенность факторными весами приходится на личностный уровень, а минимальная у девушек – на нейродинамический, у юношей – на психодинамический.

Общность факторных моделей индивидуальности юношей и девушек с отрицательным отношением заключается в идентичности факторных весов на нейродинамическом уровне. У юношей и девушек с положительным отношением общность факторных моделей заключается в том, что уровнем-интегратором и в том и в другом случае является личностный уровень. В остальном наблюдается довольно существенная разница. Следовательно, на 5 курсе по степени насыщенности факторными весами в факторных структурах юношей и девушек наблюдается определенная разница и влияние на характер различий оказывает отношение к учебной деятельности.

Таким образоманализ результатовприводит к мысли, что нельзя сделать однозначного вывода о том, что является ведущим в формировании уникальности пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов – пологендерные особенности, отношение к учебной деятельности или этап и особенности учебно-профессиональной деятельности. Как подчеркивает И.С.Кон, «…гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой, множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотомические схемы» [2].

Отношение к учебной деятельности как свойства субъекта определяют характер и содержание межуровневых связей пологендерной структуры интегральной индивидуальности студентов, но на разных этапах обучения по – разному. На 1 курсе отрицательное отношение, детерминируя пологендерные различия, проявляет их, а положительное отношение сглаживает их. Вероятно, положительная мотивация и удовлетворенность учебной деятельностью, объединяя положительно настроенных студентов в стремлении сохранения статуса студента на 1 курсе, начинают выполнять единую системообразующую функцию в разноуровневых связях индивидуальных свойств юношей и девушек и тем самым сглаживают гендерные проявления. У отрицательно настроенных к учебной деятельности студентов системообразующую функцию выполняют другие свойства субъекта и, вероятно, они пологендерно обусловлены, поэтому столь ярко проявляется уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушек первокурсников с отрицательным отношением к учебной деятельности.

Наибольшие различия у девушек и юношей с отрицательным отношением 1 курса наблюдаются на низших уровнях, так как в данном случае именно природный фактор управляет поведением и деятельностью студентов. Если социально обусловленные свойства не помогли адаптации студентов в новой социальной ситуации, то в этом случае берут на себя ведущую функцию биологически обусловленные.

У девушек и юношей 1 курса с положительным отношением, различия на низших уровнях отсутствуют. В начале обучения у студентов с положительным отношением, когда они еще только формируют у себя социально одобряемые в данной группе личностные и социально-психологические свойства, природные свойства играют не менее важную роль в социально-психологической адаптации к учебной деятельности. Вероятно, это является объединяющим для девушек и юношей, и поэтому не было обнаружено различий у юношей и девушек на низших уровнях и не было обнаружено статистически значимых различий у юношей и девушек по комплексному показателю высших и низших уровней.

На 5 курсе складывающаяся картина не столь ясная, здесь мы видим больше противоречий. К пятому курсу структуры интегральной индивидуальности становятся в основном гибкими, пластичными и гармоничным лишь с небольшим отличием у юношей и девушек в зависимости от отношения к учебной деятельности. Отношение к учебной деятельности становится тем системообразующим фактором, который играет существенную роль в структурировании индивидуальности студентов в целом на пятом курсе и незначительно влияет на разницу приспособительных возможностей у юношей и девушек в отдельности. Но по степени насыщенности факторными весами в факторных структурах юношей и девушек наблюдается определенная разница и влияние на характер пологендерных различий оказываемое отношением к учебной деятельности довольно существенное.

Выводы: уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушек студентов зависит от отношения к учебной деятельности и от этапа обучения. Пологендерные структуры интегральной индивидуальности студентов начального этапа обучения в большой степени зависят от отношения к учебной деятельности. Отрицательное отношение, детерминируя пологендерные различия в структурах индивидуальности, проявляет их, а положительное отношение сглаживает их. Пологендерные структуры интегральной индивидуальности студентов завершающего этапа обучения не однозначно зависят от отношения к учебной деятельности. Степень гармоничности и гибкости, уникальность пологендерных структур индивидуальности студентов выпускников вариативно зависят от отношения к учебной деятельности.

Поэлементный анализ продемонстрировал, что у первокурсников в зависимости от отношения к учебной деятельности структуры интегральной индивидуальности юношей и девушек имеют определенные различия. Эти различия наиболее ярко проявляются в пологендерных структурах первокурсников с отрицательным отношением. Положительная мотивация и удовлетворенность учебной деятельностью на 1 курсе сглаживает пологендерные различия, объединяя юношей и девушек в стремлении сохранить статус студента.

Но к пятому курсу отношение к учебной деятельности не столь существенно влияет на пологендерные различия. На первый план выходит подготовка к будущей профессиональной деятельности. Студенты развивают у себя чувство собственной ценности как специалиста, пытаются создать адекватную профессиональную самооценку, ищут практические возможности для преодоления неуверенности в своей профессиональной востребованности, в своем умении и возможностях обеспечить свое будущее. На этом этапе юношей и девушек объединяет общность мотивов, целей и задач, стоящих перед выпускниками.

Внутриуровневый корреляционный анализ позволил выделить следующие общие тенденции. Разные показатели разных свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней у девушек, как в начале, так и в конце обучения более организованы и упорядочены у девушек, чем у юношей, но в разной степени в зависимости от отношения к учебной деятельности. Следует отметить, что положительное отношение к учебной деятельности оказалось тем фактором, который упорядочивал и организовывал разноуровневые свойства в пологендерных структурах интегральной индивидуальности студентов в начале обучения, в конце обучения этот фактор практически не играл роли.

Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности юношей и девушек, как в начале, так и в конце обучения не совпадает и зависит от отношения к учебной деятельности, причем в начале обучения в большей степени. Межуровневая структура интегральной индивидуальности девушек более уплотнена и упорядочена, чем межуровневая структура юношей, более насыщена гибкими много-многозначными зависимостями. Такая картина наблюдается у студентов и начального и завершающего этапов обучения, но существуют качественные различия между пологендерными структурами в начале и в конце обучения и в зависимости от отношения к учебной деятельности. В начале обучения и у юношей и у девушек с отрицательным отношением к учебной деятельности более скоординированными оказались связи между свойствами низших уровней, наименее скоординированными между свойствами высших уровней; у первокурсников с положительным отношением оказываются довольно скоординированными отношения и между свойствами низших и высших уровней. Юноши-первокурсники с отрицательным отношением опережают девушек с отрицательным отношением к учебной деятельности по плотности корреляционных зависимостей на низших уровнях, юноши-первокурсники с положительным отношением, имеют большую плотность корреляционных зависимостей и на высших уровнях, хотя девушки с положительным отношением все равно опережают юношей по данному критерию на высших уровнях. По сравнению с юношами у девушек выявлена более тесная зависимость между свойствами биологически и социально обусловленных уровней. В то время как в конце обучения наиболее скоординированными оказались связи между свойствами высших уровней. В целом по плотности, характеризующих степень пластичности интегральной индивидуальности, девушки опережают юношей. К концу обучения отношение к учебной деятельности не играет существенной роли в формировании межуровневых структур юношей и девушек.

Факторный анализ приводит к мысли, что нельзя сделать однозначного вывода о том, что является ведущим в формировании уникальности пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов – пологендерные особенности, отношение к учебной деятельности или этап и особенности учебно-профессиональной деятельности. Отношение к учебной деятельности как свойства субъекта определяют характер и содержание межуровневых связей пологендерной структуры интегральной индивидуальности студентов, но на разных этапах обучения по-разному. Вероятно, положительная мотивация и удовлетворенность учебной деятельностью, объединяя положительно настроенных студентов в стремлении сохранения статуса студента на 1 курсе, начинают выполнять единую системообразующую функцию в разноуровневых связях индивидуальных свойств юношей и девушек и тем самым сглаживают пологендерные проявления. У отрицательно настроенных к учебной деятельности студентов системообразующую функцию выполняют другие свойства субъекта и, вероятно, они пологендерно обусловлены, поэтому столь ярко проявляется уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности юношей и девушек первокурсников с отрицательным отношением к учебной деятельности.

Наибольшие различия у девушек и юношей с отрицательным отношением 1 курса наблюдаются на низших уровнях, так как в данном случае именно природный фактор управляет поведением и деятельностью студентов. Если социально обусловленные свойства не помогли адаптации студентов в новой социальной ситуации, то в этом случае берут на себя ведущую функцию биологически обусловленные. У девушек и юношей 1 курса с положительным отношением, различия на низших уровнях отсутствуют. В начале обучения у студентов с положительным отношением, когда они еще только формируют у себя социально одобряемые в данной группе личностные и социально-психологические свойства, природные свойства играют не менее важную роль в социально-психологической адаптации к учебной деятельности. Вероятно, это является объединяющим для девушек и юношей, и поэтому не было обнаружено различий у юношей и девушек на низших уровнях и не было обнаружено статистически значимых различий у юношей и девушек по комплексному показателю высших и низших уровней.

На 5 курсе складывающаяся картина не столь ясная, здесь мы видим больше противоречий. К пятому курсу структуры интегральной индивидуальности становятся в основном гибкими, пластичными и гармоничными лишь с небольшим отличием у юношей и девушек в зависимости от отношения к учебной деятельности. Отношение к учебной деятельности становится тем системообразующим фактором, который играет существенную роль в структурировании индивидуальности студентов в целом на пятом курсе и незначительно влияет на разницу приспособительных возможностей у юношей и девушек в отдельности. Но по степени насыщенности факторными весами в факторных структурах юношей и девушек наблюдается определенная разница и влияние на характер пологендерных различий оказываемое отношением к учебной деятельности довольно существенное.

Литература:

  1. Белоус В.В., Боязитова И.В. Системное познание индивидуальности человека: коллективная монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – 267с.
  2. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981. – №2. – С.47-57.
  3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Наука, 1986. – 256 с.
  4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЕК, 2005. – 544 с.
  5. Мищенко Л.В. Интегративная пологендерная индивидуальность и отношение студентов к обучению // Системное познание индивидуальности человека: коллективная монография. / Под ред. В.В. Белоуса, И.В. Боязитовой. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – С.133-182.
  6. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования, 2007. – №3. – С.122-128.
  7. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (Том I. Период поздней юности): Монография, М.: СГУ, 2010. – 303 с.
  8. Мищенко Л.В. Пол и gender. Системное исследование человека в юности: Монография. Saarbrucken: LAPLambertAcademicPublishing, 2011. – 297 с.
  9. Мищенко Л.В. Системные исследования развития индивидуальности человека в поздней юности с позиций пола и гендера: Монография. – St. Louis, Missouri, USA: PublishingHouse «Science & InnovationCenter», 2012. – 312 с.
  10. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
  11. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
  12. Соловьева О.В. Активизация положительного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2014. – №3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 2.09.2015).

Об авторе

Мищенко Любовь Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Мищенко Л.В. Специфика пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от отношения к учебной деятельности . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.