ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Наумова Т.В. (г. Пятигорск)

Особенности использования компьютерных технологий в формировании психомоторных способностей ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Дано описание теоретических положений и практического использования информационно-коммуникационных технологий в детских образовательных учреждениях. Рассмотрены различные подходы в понимании эффективности использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Показана практическая реализация технологии, включающая в себя алгоритмы особенностей работы с компьютерными тренажерами при формировании психомоторных особенностей детей дошкольного возраста.

 Ключевые слова: дошкольник, психомоторика, информационно-коммуникационные технологии, компьютерные технологии.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В настоящее время в отечественной системе образования дошкольного уровня активно развиваются и внедряются современные средства информационно-коммуникационных технологий, связанных с обеспечением сферы образования методологией и практикой ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей. Результаты теоретических положений и практическое использование информационно-коммуникационных технологий в детских образовательных учреждениях рассматриваются в исследованиях [5, 8, 6 и др.].

Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время ещё не достаточно накоплено исследований в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании. Перспективные направления с использованием ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных организациях, отмечаются в разработках А.А. Дандыль [3], И. Калаш [6] и др. Комплекс информационных образовательных ресурсов, средства ИКТ в системе педагогических технологий дошкольного образовательного учреждения анализируется в работах [8, 10, 15 и др.]. Эффективность использования средств ИКТ в образовательном процессе обсуждается в работах Г.К. Нургалиева, А.И. Тажигулова [11]. Однако полноценная реализация потенциала ИКТ в усовершенствовании учебно-воспитательного процесса в ДОУ остаётся дискуссионной.

В этой связи целью нашего исследования стала разработка и реализация на практике технологий, включающих в себя алгоритмы работы с компьютерными тренажерами.

Одной из технологических позиций мы выделяем организацию новых форм взаимодействия педагог-воспитатель ДОУ – тренажёр – ребёнок. А так же анализируем роль, которую тренажёрные устройства сегодня играют в формировании психомоторных способностей детей дошкольного возраста.

К настоящему времени в модификациях компьютерных тренажёров лежит возможность использования элементов силового, пространственного, временного, информационного и иного сопряжения человека с тренажёрными устройствами для развития психомоторных качеств. Как явный прорыв в развитии физкультурно-спортивного тренажёростроения, мы можем охарактеризовать появление в свое время тренажёрных конструкций, позволяющих предъявлять двигательные задания на экране дисплея и контролировать при визуальном отслеживании процесс их выполнения [1].

Применение компьютеризированных тренажеров в ДОУ сегодня, позволит адресно использовать их в разнообразии форм проведения занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста. Кроме того, прививаются навыки грамотного использования компьютерной техники для дозирования психомоторных нагрузок, как в режиме учебных занятий в ДОУ, так и в домашних условиях, через занятия физической культурой.

Технологически выстраивается игровая схема работы, в соответствии с пятью основными психомоторными качествами. В соответствии со схемой, ребёнок, выполняя двигательные действия, дозированные по величине и времени, взаимодействует с контактной группой и последовательно переходит от одного тренажёрного устройства к другому. Таким образом, сначала благодаря воспитателю, а потом и самостоятельно дошкольник осваивает уровень взаимодействия с контактной группой.

Другой технологической особенностью является диагностика, контроль и работа над осанкой на уровне саморегуляции с использованием компьютерного тренажера. Направленность обучения в различении ребенком дистанции и движения своего тела в пространстве, точности выполнения элементов психомоторного действия саморегуляции.

Особенностью использования компьютерных тренажёров для предотвращения координационных ошибок [14, 7], является возможность отслеживания проявлений двигательной асимметрии на основе применения инструментальных средств визуальной обратной связи [2].

Важным является то, что физические упражнения на тренажёрных устройствах подобного типа способствуют мозжечковой стимуляции, направленны на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев – структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка.

Повторение тренировок постепенно возрастающей сложности приводит к тому, что в мозгу информация от различных сенсорных систем связывается воедино («интегрируется»), формируя так называемую «схему тела» – внутреннюю ментальную карту того, где находятся те или иные части тела, и чем они заняты. Обретение же полноценной схемы тела означает то, что огромный поток информации, каждое мгновение приходящей в «центр управления» от тела по различным сенсорным каналам, начинает обрабатываться мозгом автоматически, в фоновом режиме. При этом происходит высвобождение ресурсов «верхних этажей» психики, которое естественным образом должно приводить к улучшению внимания, памяти, способности решать учебные (и не только) задачи.

Во-вторых, в игровых упражнениях ребенок, взаимодействуя с предметным полем, научается манипулировать своим телом, осуществляя не только перемещения из правой полусферы в левую и обратно, но и различных плоскостях. Такая многократная тренировка приводит к улучшению межполушарного взаимодействия. Две доли нашего мозга начинают работать совместно, как одно целое. Кроме того, развивается зрительно-моторная координация, внимание, ловкость, произвольность, что приводит к развитию пространственного восприятия и ориентировочных действий. Формируется навык продуктивного взаимодействия, сотрудничества в достижения цели, коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы и как итог совершенствуется процесс саморегуляции.

Волевое усилие как сознательное напряжение психических и физических сил при преодолении внешних и внутренних препятствий очень важное психомоторное качество, как в жизни, так и в спорте. По нашему мнению, именно более высокая степень саморегуляции и самоуправления у ребёнка формируется в игровой ситуации. Умение дозировать нагрузку, управлять психомоторным движением, превосходит традиционный метод управления движением на предельных усилиях. Поскольку, волевое усилие проявляется в мобилизации энергетических резервов дыхательной системы человека, то время задержки дыхания, будет отражать способность сопротивления кислородному голоданию в тканях. Данное качество связано с развитием дыхательной системы – увеличению жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) и произвольным управлением дыхания. С развитием способности к волевой задержки дыхания у детей дошкольного возраста, технологически в перспективе рост показателей психомоторной регуляции в тренировочных нагрузках. Возможность использования компьютерных средств, например, в режиме экспресс-контроля за показателями волевой регуляции дыхания позволит обратить внимание на технику выполнения задания, связанную с улучшением функциональных показателей психомоторного действия.

Анализ работ показал, что приём компьютерного управления с включением стимульной активизации мышц может использоваться для повышения интенсивности определённых фаз движений. Такой приём начал применяться ещё в работе с тренажерами силовой направленности [12, 13].

Во всех этих устройствах обеспечивается сочетание двигательной активности с информационным общением [4]. Помимо подобного назначения в качестве наиболее доступного средства отражения в компьютерной диагностике отслеживается контро­лируемая психомоторная деятельность с её характеристиками, с целью регламентирования дозированных режимов. Наиболее характерным вариантом приёмов биотехнического контроля за величиной нагрузки можно назвать использование автоматизированного отслеживания показателей частоты сердечных. Кроме того, можно указать на примеры включения в тренажёрные конструкции устройств, позволяющих регулировать величины сопротивления и увеличивать возможность технических характеристик самого движения [4, 9]. Применение компьютерных тренажёров позволяет значительно усилить возможности предотвращения технических ошибок двигательных действий [15].

Модернизация аппаратно-программных комплексов для ДОУ предполагает, развитие технологий с помощью которых возможно управление психомоторной саморегуляцией в стрессовой ситуации. В которой дозировка – без инструментальных методов их фиксации весьма проблематичен. В свою очередь тренажёрные устройства и инструментальные методы позволяют достаточно качественно решать поставленную задачу.

Формирование и совершенствование психомоторной саморегуляции невозможно без получения системной информации о скорости и точности перемещаемого объекта с одной стороны и моторных проявлений быстроты реакции и скорости двигательных действий – с другой. В этой связи важным становится быстрота реагирования в простой двигательной реакции, точность самооценки микро времени этой реакций, а так же точность реакции на движущийся объект. Обучение этим навыкам в дошкольном возрасте, используя игровую ситуацию на компьютерном тренажёре-симуляторе, может происходить достаточно успешно.

В процессе исследования при анализе компьютерных игровых и обучающих программ с целью нахождения и выбора наиболее оптимальных вариантов компьютерных игр, соответствующих дошкольному возрасту и позволяющих выбрать необходимый двигательный режим, обеспечивается высокая эффективность занятий.

Большое внимание при создании ИКТ необходимо уделить выбору оптимальной сложности программ, предлагаемых для применения в занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста. Результативность работы с дошкольниками в ДОУ можно отслеживать также в соревновательной деятельности по биокибернетическому многоборью. Поскольку данная деятельность обнаруживает влияние системы специальных психомоторных упражнений на формирование двигательных способностей детей и формирование команды, которая будет участвовать в соревнованиях по биокибермногоборью.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками позволяет формировать и развивать умение самостоятельно ставить соразмерные со своими возможностями двигательные задачи и в игровой деятельности находить способы их решения. У такого ребёнка накапливается опыт использования средств и способов взаимодействия с миром через включённое действие. При этом, компьютер рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационно-коммуникационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса

Таким образом, формирование навыков психомоторной саморегуляции у детей дошкольного возраста, с использованием компьютерных тренажеров, позволяет не только раскрыть потенциальные возможности ребёнка, но и развить интерес к процессу обучения, повысить уровень положительной мотивации, постепенно освоить всё усложняющиеся системы социальных отношений.

Литература

  1. Алабин В.Г., Скрипко А.Д. Тренажёры и тренировочные устройства в А. с. 971372 СССР, МКИ А 63 В 23/04 Спортивный тренажёр / Л.А. Калинкин, М.П. Галичаев, В.Г. Волошин, А.В. Береговкин, Г.П. Кириллов, О.Н. Рыбаченко (СССР).
  2. Бирюков А.Ф., Скопинцева И.Н. Использование тренажёров с обратной связью в тренировке конькобежцев. // Конькобежный спорт. – М., 1977, вып. 2. – С. 56-58.
  3. Дандыль А.А. Информационно-коммуникационных технологий в ДОУ как способ стимулирования самостоятельной поисковой деятельности детей. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 551-552.
  4. Денисевич А.Н. Методические приёмы программирования сопряжения форм двигательной активности и информационного общения глухонемых с использованием персональных компьютеров: авт. дис. … канд. пед. наук. – М., 1996. – 21 с.
  5. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. – 88 с.
  6. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. – Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. – 173 с.
  7. Качурин С.Н. Методы формирования точностных действий с использованием компьютеризированных тренажёров: авт. дис. … канд. пед. наук. – М., 1994. – 24 с.
  8. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: Мозаика-синтез. – М., 2011. – 26 с.
  9. Мацко А.И. Применение переменных режимов сопротивления для совершенствования двигательных действий толкателей ядра: авт. дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 1994. – 21 с.
  10. Никулина Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании как средство познавательной активности детей. // Международный исследовательский институт. – 2014. – № 8-1 (47). – С. 149-152.
  11. Нургалиева Г.К., Тажигулова А.И. Индикаторы оценки внедрения ИКТ в организациях образования. – Алматы: Национальный центр информатизации, 2010. – 65 с.
  12. Санду М.С. Исследование применения дополнительной активизации анализаторов для повышения эффективности спортивных движений: авт. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1968. – 19 с.
  13. Селиванова Т.Г. Исследование возможностей коррекции движений спортсмена при использовании стимуляционных и программирующих устройств: авт. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1976. – 27 с.
  14. Стрижёва Ф.Ф. Формирование рациональной структуры двигательных действий бегунов спринтеров при использовании методических приёмов оперативного контроля и коррекции спортивной техники: авт. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1980. – 28 с.
  15. Ступикова Л.Г. Новые информационные технологии как компонент информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2015. – № 4 (7). – С. 147-151.

 

Об авторе

Наумова Татьяна Валентиновна – старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Пятигорского государственного университета;  аспирантка 3-го года обучения направления подготовки 37.06.01 – Психология, профиль Педагогическая психология Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Наумова Т.В. Особенности использования компьютерных технологий в формировании психомоторных способностей детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).