ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ ОТЦА

 

УДК 159.9.013

М.В. Пастухова (Рязань) Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

English version: Pastukhov Marina Ryazan State University named after S. Esenina, Ryazan

 

Аннотация. В статье рассматриваются психологические проблемы развития и воспитания детей в семье при алкогольной зависимости отца, описываются их личностные особенности, перечисляются трудности, с которыми сталкиваются дети в данных семьях. Также в статье говорится об особенностях деструктивного поведения родителей.

Ключевые слова: алкоголизм, ребенок, дети, отцовство, алкогольная зависимость отца.

 

В современном обществе среди различных проблем развития и воспитания детей в семье особое место занимают проблемы, связанные с алкоголизмом и наркоманией родителей.

Согласно статистическим данным, за последние десять лет отмечается рост заболеваемости алкоголизмом в России. Значительно увеличилось число женщин, страдающих алкогольной зависимостью (по официальной статистике за десять лет процент женщин вырос с 11,3 % до 15,8 %). Реальная ситуация гораздо более удручающая [7]. Кроме того, за последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза [2].

В.М. Москаленко указывает на то, что алкогольные проблемы универсальны, не знают ни национальных особенностей, ни географических различий и границ. Данная проблема касается не только семей нашей страны, разных по социальному положению, образовательному и материальному уровню, живущих в столицах и маленьких городах, в деревнях и поселках. Те же самые драмы переживают алкогольные семьи во всех странах и на всех континентах [24, 34].

Несмотря на то, что закрепляется тенденция к росту женского алкоголизма, мужской алкоголизм по-прежнему является превалирующей проблемой, и в свете изучаемого нами вопроса представляет собой особую значимость, так как мужчины с данным заболеванием зачастую являются отцами несовершеннолетних детей.

С точки зрения научного осмысления данного вопроса, ситуация воспитания детей в семье при алкоголизме родителей (отца) является чрезвычайно актуальной и одной из сложнейших для изучения по следующим причинам: во-первых, по причине тяжести данного заболевания, во-вторых, из-за недостаточной изученности роли отца в процессе развития и воспитания ребенка, и, в-третьих, по причине малой разработанности собственно проблемы развития и воспитания детей в семье при алкоголизме отца.

В научной и практической литературе проблема воспитания и развития детей при алкогольной зависимости родителей чаще всего сводится к следующему:

  • к изучению медицинских аспектов влияния употребления алкоголя родителями на состояние здоровья детей;
  • к рассмотрению воспитательных (поведенческих) и образовательных (интеллектуальных) проблем детей из неблагополучных семей;
  • к изучению алкогольной семьи как целостности, когда данная зависимость у двух родителей.

При этом не уделяется должного внимания психологическим аспектам развития и воспитания детей при алкоголизме одного из родителей, а именно – отца.

По словам В.Д. Москаленко, во всем мире семьи, где есть хотя бы один больной алкоголизмом, называют алкогольными, потому что всему миру известно: алкоголизм – семейная болезнь, все живущие рядом с больным страдают не меньше его [24, 34]. А, возможно, и больше.

Но очевидно, что существует определенная разница между семейной средой, где данную зависимость имеют оба родителя и семейной средой, где алкоголизм у одного из них. Конечно же, главное, что объединяет эти две подгруппы семей – это нездоровый психологический климат, в котором приходится расти и развиваться детям. Кроме того, согласно В.Д. Москаленко, все семьи с наличием больного алкоголизмом являются деструктивными [25, 66].

Чтобы наиболее полно отразить тот ущерб, который наносится личностному развитию ребенка при алкогольной зависимости отца, необходимо рассмотреть психологические особенности роли отца в психическом развитии и воспитании ребенка, когда психическое состояние отца находится в норме.

Что касается понимания отцовства как феномена, то отцовство является психологическим новообразованием возрастного периода взрослости (И.В. Шаповаленко) [41] и отдельным психологическим компонентом родительства (Р.В. Овчарова, М.О. Ермихина) [29]. Отцовство определяется и как кровное родство между отцом и его ребенком (Р.В. Овчарова, М.О. Ермихина) [29].

Различные аспекты проблематики отцовства как психологического новообразования взрослости рассматриваются в работах данных авторов, а также в исследованиях Р.В. Манерова [21], Ю.В. Евсеенковой [5-6], Э. Фромма [39], Д.С. Акивиса [1], Ф.С. Махова [23] и других ученых.

В изучение проблемы влияния отца на развитие личности ребенка внесли существенный вклад отечественные ученые: Б.И. Кочубей [12-15], Ф.С. Махов [23], Н.В. Самоукина [35], Р.В. Овчарова [27-28], И.С. Кон [11] и другие, а также зарубежные исследователи: М. Земска [9], Г. Крайг [17], П. Лич [19], Н. Ньюкомб [26], Л. Перну [32], М. Раттер [34] и другие. Данные авторы рассматривали особенности влияния отца на ребенка на различных этапах его возрастного развития.

Зарубежными исследователями (M.E. Lamb [43] , R. Parke [44], М. Земска [9], Г. Крайг [17], П. Лич [19], Н. Ньюкомб [26], Л. Перну [32], Флейк-Хобсон [38], и др.), а также отечественными учеными (О. Ганеева [4], А.И. Захаров [8], Б.И. Кочубей [15], В.П. Петрунек [33], Л.Н. Таран [33] и др.) было рассмотрено влияние отца на ребенка до рождения малыша и в период младенчества. Данными авторами отмечается, что отец играет существенную роль в психическом развитии малыша, так как он общается с ребенком преимущественно в игре (M.E. Lamb [43], R. Parke [44], Г. Крайг [17], П. Лич [19], Л. Перну [32] и др.), а также оказывает влияние на психическое здоровье ребенка (А.И. Захаров [8], М. Земска [9], Р. Кэмпбелл [18]).

Э. Фроммом [39], подчеркивалась «обусловленность» любви отца, в чем заключается ее главное отличие от «безусловной» любви матери. Благодаря обусловленной любви отца, ребенок учится объективности, так как отец выражает свое справедливое отношение к нему.

Б.И. Кочубей [15], Ф.С. Махов [23], И.Г. Овчинникова [30-31], М. Раттер [34], Н.В. Самоукина [35], Л.Б. Шнейдер [42] и др. в своих работах рассматривают особенности влияния отца на детей в зависимости от их пола, так как по-разному взаимодействует с дочерью и сыном, тем самым, формируя их половую идентичность

Б.И. Кочубей [15], Л. Перну [32] и др. подчеркивают, что мать является опосредующим звеном в общении отца и ребенка и от нее зависит авторитет отца в семье и, следовательно, степень влияния отца на детей. Мать создает образ отца для ребенка. В свою очередь это проявляется в положительном или отрицательном восприятии детьми личности своего отца.

M.E. Lamb [43], Б.И. Кочубей [15] и другие исследователи рассматривали   влияние отца на ребенка в различных культурах мира.

Можно с полной уверенностью утверждать, что мужчина, имеющий алкогольную зависимость, не может в полной мере реализовывать свои отцовские функции и его родительская роль является деформированной и деструктивной.

Важно также сказать, что согласно В.Д. Москаленко, не только трезвая мать любит свое дитя, но и отец, часто бывающий нетрезвым, тоже любит своего ребенка. Алкоголизм стоит на пути между родителями и детьми и мешает выражению этой любви [24, 36].

Е.М. Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина указывают на то, что неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие их детей связано с нарушением взаимоотношений между ними [22, 11].

Согласно В.Д. Москаленко, ребенку представляется парадоксом непостоянство в поведении отца, больного алкоголизмом. Отец бывает, то любящим и заботливым, когда трезв, то невнимательным и даже агрессивным, когда пьян. Ребенок в замешательстве, какому отцу верить. Поверить в «плохого папу» выше его сил [24, 35]. И ребенок начинает привыкать отрицать правду [25, 68].

Авторами выделяется два способа взаимодействия матери с детьми при алкогольной зависимости отца. Е.М. Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина указывают на то, что при алкоголизме отца мать, стремясь компенсировать неблагоприятное влияние отца, нередко начинает чрезмерно опекать ребенка [22, 11]. Однако бывает и другой вариант, о котором В.М. Целуйко пишет, что жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях. Она стремится содержать дом в порядке, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. На то, чтобы выслушать ребенка и побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это кажется ей второстепенным [40, 16]. Согласно Целуйко В.М., даже если в семье только один родитель пьюший, второй, становясь созависимым, всю энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставленными сами себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет серьезную угрозу их физическому и психическому здоровью. Эмоциональным потребностям детей также не уделяется должного внимания [40, 26-27]. Кроме того, в данных семьях обещания данные детям не выполняются как больным родителем, так и здоровым (В.Д. Москаленко) [25, 68].

По В.М. Целуйко, результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявлять себя в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. Они не усваивают элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей собственной семье. Взрослые дети алкоголиков в качестве родителей стремятся показать свою любовь, совершая «правильные» поступки, предполагая, что в этом случае их дети оценят родительские чувства, хотя на самом деле в их отношении отсутствует задушевность, нет подлинной свободы выражения чувств и открытой любви [40, 27].

В.Д. Москаленко указывает на то, что дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, чувствуют, что они отличаются от других детей, хотя и не знают, каким образом. Это чувство вносит дискомфорт в их существование [25, 71]. Если дети постоянно слышат в семье, что отец должен зарабатывать деньги, а он их пропивает, то они могут начать путать деньги с любовью и вниманием. Когда друзья нуждаются во внимании, такие дети могут отделываться от них подарками (В.Д. Москаленко) [25, 70].

В.М. Целуйко указывает на то, что многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная или скрытая сексуальная агрессия к детям – довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Последствия этой агрессии проявляются в виде глубоких психологических травм, сказывающихся на всей последующей жизни, подвергшегося сексуальному насилию человека [40, 26]. По В.Д. Москаленко, к сексуальному оскорблению нужно отнести и случаи, когда дети становятся свидетелями интимных отношений родителей [24, 35].

Что касается проявления физического насилия по отношению к детям, то пьяный родитель может не чувствовать и не соизмерять свою силу и невольно может сильно ранить ребенка. Детей избивают за то, что они появились в ненужном месте и в неподходящее время, за то, что они пытались защищать мать или младших братьев и сестер (В.Д. Москаленко) [25, 70].

Эти факты согласуются с данными Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой, которые алкоголизм и наркоманию родителей выделяют в качестве одного из факторов риска проявления насилия по отношению к ребенку. Данные авторы в качестве психофармакологических проблем и аффективных нарушений, возникающих как следствие данных зависимостей, перечисляют следующие: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и другие проблемы [10, 18].

Согласно В.М. Целуйко, дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьющего родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и по этой причине часто предпочитают проводить время вне дома. Побеги детей из дома есть не что иное, как защитное поведение, порождаемое постоянно переживаемым страхом, осознанная реакция протеста в ответ на грубые действия пьяного отца [40, 24].

При этом уход в мир фантазий помогает ребенку выжить в трудных условиях семьи [24, 36].Фантазии детей часто содержат мысль о смерти родителей как о возможном варианте избавления от всех бед, связанных с пьянством [40, 27].

Г.И. Вохмянин целую главу в своей работе посвящает ответам на вопрос о том, какое будущее отец с алкогольной зависимостью готовит своему ребенку [3]. Е.А. Кошкина, В.М. Гуртовенко, И.Д. Паронян, А.З. Шамота указывают на то, что детей больных алкоголизмом называют группой "множественного риска". Помимо химической зависимости у них с повышенной частотой обнаруживаются и другие психопатологические нарушения, характер которых зависит от возраста ребенка и от его пола: часты депрессии среди взрослых дочерей, отклоняющееся поведение мальчиков-подростков [16]. В.Д. Москаленко опирается на данные, согласно которым у детей из семей с наличием алкоголизма в 7 раз больше суицидальных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходное государственное учреждение, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний и в 2 раза больше вероятность делинквентного поведения. Часть проблем может объясняться влиянием генетических факторов, а часть – системой воспитания в семьях [25, 65].

Е.А. Силиной, в процессе изучения образа отца в восприятии воспитанников детского дома было выявлено, что в глазах детей отец выступает значимой фигурой в семье, независимо от своих личностных качеств и поведения [36, 288]. Важно подчеркнуть, что при этом в ответах детей часто встречалась тема алкогольной зависимости отца. По словам Е.А. Силиной, значимость фигуры отца для воспитания детей велика. Многие дети, несмотря на то, что редко видятся с отцами, ведущими асоциальный образ жизни (злоупотребление алкогольными напитками, преступные наклонности, жестокое обращение с детьми), положительно о них отзываются, переживают за их положение, и хотят чаще с ними видеться [36, 290].

Воспитание в семье с наличием больного алкоголизмом родителя сопряжено с возникновением у ребенка психологических особенностей, требующих психокоррекции [24, 73].

Важно подчеркнуть, что проблема воспитания и развития ребенка в семье при алкогольной зависимости отца взаимосвязана с проблематикой девиантного отцовства [21], ненадлежащего родительства [20], патернальной депривации ребенка [37] и другими важнейшими вопросами и должна всесторонне изучаться.

Однако, еще в 1991 году В.Д. Москаленко [24] пишет о недостаточном количестве литературы в нашей стране по проблематике алкогольной семьи. За прошедшие годы данная ситуация мало изменилась, и изучение различных аспектов развития и воспитания детей в семье при алкоголизме родителей не стало популярной темой ни психологических, ни педагогических исследований, несмотря на бесспорную актуальность существующих вопросов. Все это оставляет широкие перспективы для изучения обозначенных проблем, как в нашей стране, так и за рубежом.

 

Литература

  1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – 208 с.
  2. Алкоголизм в России неуклонно повышается. Статистика [Электронный ресурс]. URL: http://alcstruggle.narod.ru/statistics.htm (дата обращения: 02.08.2010).
  3. Вохмянин Г.И. Не подлежит оправданию. – М: Педагогика, 1986. – 127 с.
  4. Ганеева О. Колыбельная до рождения // Труд. 2000. – 4 мая – С. 23.
  5. Евсеенкова Ю.В. Роль отца в современной семье // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» в 3 ч. – Ч.1 / под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. – М., 2003. – С. 110-116.
  6. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец – ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. – 2003. № 4. – С. 30 – 47.
  7. Женский алкоголизм [Электронный ресурс]. URL: http: //www.psyclinic.ru/page_54.html (дата обращения: 04.08.2010).
  8. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
  9. Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. – 133 с.
  10. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. – 248 с.
  11. Кон И.С. Заметки по этнографии родительства. Материнство и отцовство // Семья и школа. – 1985. – № 2. – С. 31-34.
  12. Кочубей Б. Под отцовским крылом // Семья и школа. – 1990. – № 7. – С. 34-35.
  13. Кочубей Б.И. Без отца // Семья и школа. – 1990 – № 10. – С. 23-25.
  14. Кочубей Б.И. Зачем нужен папа? // Семья и школа. – 1990. – №6. – С. 30.
  15. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. – М.: Знание, 1990. – 79 с.
  16. Кошкина Е.А., Гуртовенко В.М., Паронян, Шамота А.З. Последствия потребления алкоголя для женщин, подростков, детей и семьи [Электронный ресурс]. URL: http://www.narcom.ru/cabinet/online/17.html (дата обращения: 02.08.2010).
  17. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
  18. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1990. – 190 с.
  19. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. – М.: Педагогика, 1985. – 287 с.
  20. Лопес Гильермо О.В. Ненадлежащее родительство как предпосылка криминальной мотивации несовершеннолетних // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – СПб., 2004. – N 4(7). – С.271 – 281.
  21. Манеров Р.В. Психология отцовства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб., 2003. Т. 5. С. 284 – 288.
  22. Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 115 с.
  23. Махов Ф.С. Кого мы растим? – М.: Профиздат, 1989. – 144 с.
  24. Москаленко В.Д. Дети в алкогольной семье // Семья и школа. 1991. № 7. С. 34- 36.
  25. Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье: психологический портрет // Вопросы психологии. – 1991. – №4. – С. 65 – 73.
  26. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
  27. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  28. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
  29. Овчарова Р.В., Ермихина М.О. Родительство как психологический феномен // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб., 2003. Т. 6. С. 136-137.
  30. Овчинникова И.Г. Отцовство. – М.: Знание, 1981. – 94 с.
  31. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. – М.: Политиздат, 1987. – 141 с.
  32. Перну Л. Я воспитываю ребенка. – М.: Медицина, 1991. – 432 с.
  33. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Колыбель неврозов. – М.: Знание, 1988. – 96 с.
  34. Раттер М. Помощь трудным детям. – М: Прогресс, 1987. – 420 с.
  35. Самоукина Н.В. Мужчина глазами женщины, или О мужской психологии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 192 с.
  36. Силина Е.А. Образ отца в восприятии воспитанников детского дома // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» в 3 ч. – Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. – М., 2005. – С 286-290.
  37. Федорова Н.В. Патернальная депривация в условиях семейного воспитания // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» в 3 ч. – Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. – М., 2003. – С. 442-444.
  38. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 511 с.
  39. Фромм Э. Искусство любви. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. – 80 с.
  40. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для родителей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.
  41. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.
  42. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
  43. Lamb M.E. Introduction: The emergent American father // The father’s role: Cross-cultural perspectives / Ed. M.E. Lamb. – Hillsdale, N.–J: Lawrence Erlbaum, 1987. – P.3-25.
  44. Parke R., Dennis J., Flyr M., Morris K., Killian C., MsDowell D., Wild M. Fathering and children’s peer relationships // The role of the father in child development. – New Jersey: Wiley, 2004. P. 307-341.

Об авторе

Пастухова Марина Владимировна - ассистент кафедры общей психологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Пастухова М.В. Проблема развития и воспитания ребенка в семье при алкоголизме отца. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.