ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ЕСГАФТ ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РОССИИ

 

 

УДК 159.99

Е.В. Бондаренко (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

English version: Bondarenko Elizabeth GOU VPO «Stavropol State University», Stavropol

Аннотация. В статье дается краткий обзор жизни и научного творчества выдающегося отечественного ученого, основоположника высшего образования по физическому воспитанию в России, прогрессивного общественного деятеля П.Ф. Лесгафта.

Ключевые слова: П.Ф. Лесгафт, физическое воспитание, принцип единства физического и умственного развития. 

Петр Францевич Лесгафт – российский психолог и педагог, антрополог, анатом и врач. Основоположник и создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии, – принадлежит к лучшим представителям русской науки.

Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии – о единстве формы и функции, Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. Руководствуясь этим, Лесгафт создал теорию физического воспитания. В основе ее лежит принцип единства физического и умственного развития. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Лесгафту основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Петр Францевич много занимался вопросами воспитания детей дошкольного возраста. На большом фактическом материале установил закономерности физического развития ребенка, а также формирования его темперамента и характера. Большое значение П.Ф. Лесгафт придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности воспитания ребёнка в семье, Лесгафт даёт анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Лесгафт стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии.

В 1854 году к моменту окончания школы Петру было 17 лет. Невысокого роста, худощавый, черноволосый, с пристальным взглядом, порывистыми движениями, острый на язык, он не случайно получил прозвище Заноза. Чувствуя свою правоту, он охотно вступал в спор, с жаром отстаивал свои взгляды. Кратковременное пребывание в учениках аптекаря пробудило в Петре интерес к медицине и химии. После некоторого колебания он подает документы в Медико-хирургическую академию, и в 1856 году его зачисляют в число студентов. Поступление П.Ф. Лесгафта в академию совпало с положительными изменениями в ее административном, научно-педагогическом и хозяйственном управлении. В начале 1857 года президентом академии был назначен П.А. Дубовицкий, человек прогрессивных демократических взглядов, деятельный, энергичный, волевой. Было расширено преподавание всех наук, внесены изменения в программы, привлечены к работе в академии молодые талантливые ученые, созданы новые кафедры, хорошо оснащенные учебными пособиями, развернулись интенсивные работы по строительству новых зданий и перестройке старых. С конца третьего курса Петр неожиданно увлекся анатомией и отдался ей со всей страстью. Анатомия стала делом его жизни, его неизменной и верной спутницей. Впоследствии в медицинских кругах П.Ф. Лесгафта называли «поэтом анатомии», а его учителя, профессора В.Л. Грубера, «Пименом русской анатомической школы». В годы своего учения Петр Лесгафт еще не мог видеть определенную научную ограниченность В.Л. Грубера, находившегося в плену формально-описательной анатомии, господствовавшей тогда повсеместно и представлявшей собой типичный образец «мертвой» науки, требовавшей только изучения и запоминания строения и взаимного расположения множества анатомических образований.
Позднее П.Ф. Лесгафт решительно порвал с описательной анатомией и нашел выход из тупика фактологии в установлении тесной взаимосвязи между строением и функцией органов. Он стал основоположником функционального направления в анатомии.

В 1861 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы. 29 мая 1865 года П.Ф. Лесгафт блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. «Диссертация его есть одна из лучших, которые когда-либо появлялись в Медико-хирургической академии», писал его учитель Венцеслав Леопольдович Грубер, «она основывается на огромном числе исследований и составлена с большой точностью и любовью к научной истине».

С 1865 года доктор медицины, с 1868 года профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. Петру Францевичу принадлежит идея создания антропологического музея, который благодаря его стараниям стал быстро пополняться ценными экспо натами. Три года, проведенных в Казанском университете, оставили заметный след. «Один из самых ярких анатомов, каких производил свет», – так написала о нем в декабре 1870 года казанская газета «Неделя».

В 1872-1874 годах уже после возвращения в Петербург руководил кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. Лесгафт вновь занялся анатомическими исследованиями, опубликовал ряд интересных работ по анатомии в медицинских журналах. В 1874-1886 годах работал в области организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях. К этому времени относится начало работы П.Ф. Лесгафта над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. Пожалуй, впервые он серьезно заинтересовался этими вопросами в 1872 году, когда поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А.Г. Берглинда. Заведение это было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль врачебной науки и для правильного ее проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека. Увлеченный открывшейся возможностью использовать скрытые резервы гимнастики, сделать ее максимально полезной, особенно для детского и юношеского организма, профессор Лесгафт обратился в Главное управление военно-учебных заведений и предложил свои услуги. Его предложение было принято, и с декабря 1877 года он приступил к занятиям гимнастикой с воспитанниками 2-й Петербургской военной гимназии. Убедившись в большом педагогическом мастерстве, с которым Лесгафт проводил занятия, в его увлеченности и энергии, директор гимназии предложил ему официально перейти из Медицинского департамента на постоянную службу при Главном управлении военно-учебных заведений. В 1877 году Лесгафт основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной гимназии.

Изучая анатомические особенности органов движения, он вновь и вновь убеждался в теснейшей связи формы органа с его функцией: развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и атрофируется. Анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества и свойства. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем Лесгафт считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, для здоровой и активной жизни человека.

В 1886-1897 годах читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. По достоинству оценив значение открытия В. Рентгена, он одним из первых стал использовать новый метод – рентгенологическое исследование для изучения внутренних органов и суставов. П.Ф. Лесгафт был одним из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране. Многие приемы, применявшиеся им для коррекции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и в настоящее время.

В 1893 году организовал Биологическую лабораторию, которая в 1918 году была преобразована в Естественнонаучный институт им. Лесгафта. Созданные Лесгафтом в 1896 году Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и других странах вузов физической культуры. В 1919 году на базе курсов в Санкт-Петербурге был открыт Государственный институт физического образования имени Лесгафта.

Созданная им Биологическая лаборатория явилась одним из первых в России научно-исследовательских институтов с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, психологии и других наук. В ней в советское время работали такие крупные ученые-академики, как Л.А. Орбели, А.А. Борисяк, В.Н. Любименко, В.А. Омелянский и др.

В 1905-1906 годах Лесгафт открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге.

Труды Петра Францевича сыграли важную роль в развитии научных основ прогрессивной педагогики. «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» было первой фундаментальной работой, в которой физическое воспитание и образование строятся на научных основах с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся.

Среди множества его выдающихся работ, по вопросам воспитания и физического образования можно выделить: «Семейное воспитание ребенка» (ч. I, II, 5 изд. 1906 г.; франц. перевод, Париж, 1894); «Первые годы жизни ребенка» (Изв. Спб. Биологической Лаборатории, т. III, вып. 3 и 4; т. V, вып. 1 и 2; т. VII, вып. 1); «Период возмужалости» (Изв. Спб. Биологич. Лаборатории, т. II, вып. 2 и 3); «Материал для изучения школьного возраста»; «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (СПб., 1901-1904).

Литература

  1. Биографический словарь, 2000.
  2. Большая биографическая энциклопедия, 2009.
  3. Большая Российская энциклопедия, 2001
  4. Памяти П.Ф. Лесгафта. – Сб. статей. Под ред. Е.Н. Медынского. – М., 1947.
  5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
  6. Шабунин А.В. П.Ф. Лесгафт. – М., 1989.
  7. Шахвердов Г.Г.       П.Ф. Лесгафт – создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию, в кн.: Очерки по истории физической культуры. Сб. трудов. Под общ. ред. Н. И. Торопова. – М.-П., 1949.
  8. Шахвердов Г.Г. П.Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. – Л., 1950.
  9. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. – М.: Академия, 1996.

Об авторе

Бондаренко Елизавета Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет».

e-mail This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Бондаренко Е.В. Лесгафт Петр Францевич – основоположник высшего образования по физическому воспитанию в России [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.