ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

УДК 159.923.2

А.Б. Кузьмина (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

English version: Kuzmina Anna Bronislavovna GOU VPO «Stavropol State University», Stavropol

 

Аннотация. В статье дается краткий теоретический анализ профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Рассматривается проблема развития эмоционально-волевой саморегуляции, как составной части профессионального мастерства специалиста, раскрываются особенности проявления эмоционально-волевой саморегуляции в условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел. Представлена структура методов психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, которая является эффективной в развитии эмоционально-волевой саморегуляции специалиста.

Ключевые слова: эмоционально-волевая саморегуляция; профессионально значимые качества личности; принципы эмоционально-волевой саморегуляции; методы психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел

Деятельность работников органов внутренних дел осуществляется в условиях, составным и важным аспектом которых объективно выступает психологическая реальность. Умение разобраться во всем объеме психологических особенностей и нюансов своей работы характеризуют уровень профессионального мастерства сотрудника правоохранительных органов.

Однако подготовка сотрудника к преодолению психологических трудностей не стала еще повседневным явлением. Слабая профессионально-психологическая подготовка сотрудника правоохранительных органов выступала и выступает хронически болезненным изъяном его профессионального мастерства и деятельности.

Когда сотрудник не в состоянии проанализировать и отрегулировать человеческие поступки и отношения (т.к. на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи), он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию силовых методов: домогательства, насилия, угроз и других незаконных мер.

Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника – не просто дополнение к его мастерству, но обязательная составная часть профессионального мастерства.

Методологической основой нашего исследования выступают субъектный подход к исследованию психики (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Знаков В.В., Журавлев А.Л., Конопкин О.А. и др.), в русле которого регулирующая роль самосознания признается важнейшим критерием развития личности как субъекта жизнедеятельности; субъектно-деятельностный подход (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Моросанова В.И., Рубинштейн С.Л., Якиманская И.С.), согласно которому основными характеристиками субъектной активности личности являются ее творческий характер, способность к саморегулированию и самоорганизации; системный подход, проявляющийся в стремлении привести развивающуюся личность к более оптимальному способу организации (А.А. Деркач); деятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития и саморазвития личности; положения педагогической и психологической науки об отражательной и регулирующей функциях психики, об акмеологических инвариантах развития деятельностной активности зрелой личности; а также принципы активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, социального и биологического, индивидуального и общественного [1, 5, 6, 8].

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими личностными качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру.

Благодаря системному анализу профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, мы акцентируем внимание на исследовании следующих подсистем: когнитивная; эмоционального реагирования; мотивационная; практической деятельности.

Важность когнитивной подсистемы (подсистемы поиска и переработки информации) состоит в том, что специалист может достигать успехов в профессиональной деятельности лишь тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона[4].

Значение подсистемы эмоционального реагирования обусловлено особой значимостью для человека чувств и эмоций. Следует отметить, что его суть заключается в переживаниях сотрудника органов внутренних дел, общем состоянии удовлетворенности (неудовлетворенности) взаимоотношениями с товарищами по работе, руководителями и подчиненными, своим положением в коллективе [3].

Мотивационная подсистема характеризует степень принятия специалистом целей и ценностей трудового коллектива в качестве личных. [3].

Отличительной чертой подсистемы практической деятельности является то, что, получив необходимую для ориентации эмоционально окрашенную информацию и опираясь на конкретный тип мотивации и волевой регуляции, специалист принимает решение на действие в осуществлении служебных задач [4].

Правоохранительная деятельность предъявляет к сотруднику множество различных требований, среди которых одно из самых важных обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности. В первую очередь к ним относят:

-профессионально-психологическую ориентированность его личности;

-психологическую устойчивость;

-развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску;

-хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения;

-способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;

-развитые профессионально-значимые познавательные качества: профессиональную наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение;

- профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;

-быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке [10].

Таким образом, особенности правоохранительной деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости, формирования психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.

В современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел успех выполняемой ими работы, эффективность совместного труда, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации окружающих. На наш взгляд, сотрудникам органов внутренних дел особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями.

Не вызывает сомнения, что умение путем саморегуляции снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника правоохранительных органов.

Принципиально психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой облегчение перехода к отдыху. [8].

Мы полагаем, что сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом.

Психическая саморегуляция с помощью эмоционально-волевой тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцировано и создавать основу, на которой строится содержание программ эмоционально-волевой тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.) [7].

Процесс эмоционально-волевой саморегуляции строится на трех основополагающих принципах: релаксации; визуализации; самовнушения.

Сущность принципа релаксации заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации можно услышать свой внутренний голос и почувствовать связь своего организма и мыслительной деятельности. Релаксация, или расслабление, означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, она оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Второй принцип – визуализация. Интуитивное мышление использует различные пути проникновения в сознание. Основным является путь рисования картин, или визуализация образов. Это называется созданием внутреннего образа. Визуализация обозначает различные способы активизации направленного воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений, а также их комбинаций. В принципе мозг человека одинаково реагирует как на образы объективного мира, так и на создаваемые внутренние образы. И поэтому навыки визуализации позволяют человеку лучше использовать свои внутренние ресурсы, активизировать протекание психических процессов. Сущность принципа самовнушения заключается в том, что с помощью самовнушения мы облекаем наши внутренние образы в слова, которые неоднократно отдаются эхом в нашем сознании. Эти слова, наполненные собственной внутренней силой и поддержкой, воспринимаются глубоко на эмоциональном уровне. Самовнушение – это ясное утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что человек в состоянии достичь своей цели, и указывают направление, в котором нужно идти. Они заставляют мозг сконцентрироваться и активно участвовать в достижении цели [2].

Мы считаем важным для нашего исследования применение простейших методов саморегуляции, т.к. данные методы помогут создать оптимальные внутренние условия для успешного выполнения служебных действий сотрудником. При этом необходимо иметь в виду ряд моментов:

-закрепление положительной установки относительно себя («Я справлюсь»), повышение чувства уверенности в себе;

-гармонизация и активация эмоционально-аффективных процессов (особенно в ситуациях связанных с риском, чувством страха, дефицитом времени на осуществление профессиональных действий и т.д.);

-повышение сосредоточенности при подготовке к выполнению оперативно-служебного действия (следственного, оперативно-розыскного, профилактического и т.д.);

-ускорение перехода к отдыху после больших служебных нагрузок;

-поддержание высокого уровня функциональной готовности и работоспособности при большой продолжительности оперативно-служебной деятельности (например, при круглосуточных дежурствах и т.п.) [11].

Применение простейших методов саморегуляции в первую очередь усиливает стимулирующую и ориентирующую регуляцию. В их сферу входит усиление позитивных и исключение негативных установок сотрудника в отношении себя, своих возможностей, ожидаемых профессиональных результатов. Прежде всего имеется в виду выработка оптимистического профессионального настроя. Сюда же относятся и формы психического самовнушения, направленные на преодоление страха, монотонности, антипатии (например, к сидящему напротив обвиняемому на допросе). Методы саморегуляции надо специально подбирать с учетом особенностей характера сотрудника, его темперамента, специфики деятельности и многих других обстоятельств [9].

Ниже будет представлена комплексная структура методов психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, которая, на наш взгляд, является эффективной в развитии эмоционально-волевой саморегуляции специалиста.

Когнитивные методы:

-психологическое просвещение;

-когнитивные тренинги (тренинги внимания, восприятия, памяти, логического мышления, анитиципации);

-макетирование поля предстоящей деятельности;

-моделирование (имитация) действий преступников в реальных пространственно-временных параметрах с последующим групповым обсуждением их сильных и слабых сторон;

-моделирование событий с использованием тренажеров и компьютерных систем.

Перцептивные методы:

-психотехники адаптации органов чувств к условиям предстоящих действий (например, темновая адаптация, снижение порогов слуховой чувствительности) и др.

Аффективные методы:

-психотехники группового эмоционального заражения и мотивации (мобилизующие митинги; собрания-обещания; призывы; обращения; встречи с жертвами насилия противника и др.);

-самоубеждение и самовнушение;

-методика словесно-образного эмоционально-волевого управления состояниями;

-аутотренинг.

-активная и пассивная мышечная релаксация;

-экспресс-методики психической саморегуляции;

-сенсибилизация и десенсибилизация.

Операциональные методы:

-идеомоторная тренировка;

-тренажерные методики.

Комплексные методы:

-социально-психологический тренинг;

-гетеротренинг;

-ситуативно-образная психорегулирующая тренировка;

-гипноз;

- трансовые методики;

-применение фармакологических препаратов;

-психологические операции, поддерживающие служебную деятельность;

-расстановка личного состава с учетом психологической совместимости и опыта.

Таким образом, в процессе психологической подготовки сотрудник правоохранительных органов должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для служебной деятельности воздействий на его организм и психику, научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Оперативная, социальная, и эргономическая среды предстоящей деятельности должна стать привычной, комфортной, способствующей эффективному решению конкретных задач служебной деятельности.

Использование общенаучных и психологических методов – анализа, обобщения, выявления специфических структур, а также опроса, наблюдения, анкетирования, естественного эксперимента, тестирования, эксперимента и т.д., а также использование методов, отвечающих акмеологическим задачам обеспечивает продуктивность нашего исследования по всем параметрам.

В заключение статьи подчеркнем, что, несмотря на реальные успехи развития правоохранительной системы, сегодня, как никогда, существует необходимость совершенствования организационных и содержательных аспектов ее психологического обеспечения и поиска оптимальных форм психологической работы с сотрудниками правоохранительных органов, особенно в части улучшения эмоционально-волевой саморегуляции.

 

Литература

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Под ред. В.В. Давыдова. – Казань, 1987. – 262 с.
  2. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. – Ташкент, 2002.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев,1988.
  4. Деркач А.А. Методология и стратегия акмеологического исследования / А.А. Деркач, Г.С. Михайлов. – М.: МПА, 1998. – 148 с.
  5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. – М.: РАГС, 2000.
  6. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1980. – 255 с.
  7. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. – С. 24-46.
  8. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн., 1995. – Т. 16. – № 4. – С. 26-35.
  9. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. – Казань: Изд- во Казан. ун-та, 1974. – 253 с.
  10. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1988.
  11. Хромова А.С. Некоторые аспекты психологической подготовки к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции – Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2007. – С. 423-429.

Об авторе

Кузьмина Анна Брониславовна – психолог, аспирантка ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кузьмина А.Б. Особенности эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников ОВД в контексте анализа правоохранительной деятельности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.