ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

УДК 159.923.5

О.С. Бобренко (Ставрополь) Ставропольский государственный университет

English version: Bobrenko Olga  Stavropol State University, Stavropol

Аннотация. В статье автор стремится изложить свой взгляд на некоторые аспекты педагогического и антропологического знания. При этом обосновывается направление своих поисков и размышлений с опорой на проведенное социально-психологическое исследование. Не пытаясь дать исчерпывающую картину проблем современной молодежи, автор очерчивает проблематику ее жизненных приоритетов и ценностей, порожденной потребностями современного трансформирующегося общества.

Ключевые слова: ценности и жизненные приоритеты, общечеловеческие ценности, патриотизм, гражданская позиция, толерантность, семья, семейные ценности, межнациональные отношения, жизненный успех.

Н. Смелзер утверждает, что ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться [4]. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Нами было проведено исследование, целью которого являлось определение характера ценностей и приоритетов современной молодёжи Ставропольского края.

В настоящем исследовании приняли участие 352 человека в возрасте от 15 до 30 лет. Среди них: в возрасте от 15 до 20 лет – 154 респондента (43,8%), в возрасте от 21 до 25 лет – 83 респондента (23,6%), в возрасте от 26 до 30 лет 115 респондентов (32,6 %).

Респондентам был задан вопрос «Как вы считаете, какие ценности наиболее значимы для современной молодёжи?».

Необходимо было проранжировать обозначенные приоритетные направления ценностей (5 вариантов). В результате нами были получены следующие результаты.

Первую группу, включающую самые приоритетные направления ценностей, составили: 1) семья, 2) здоровье, 3) законопослушность, 4) деньги, материальное положение и 5) взаимопомощь.

При обсуждении вопросов, связанных с общечеловеческими ценностями, мнения разделились. Высказываемые мнения были достаточно противоречивыми. 20% респондентов отстаивали, что общечеловеческих ценностей, как таковых, не существует, так как вообще трудно говорить о чём-то общем, равнозначно важным для всех. 50% утверждали, что это понятие есть, как и есть равные для всех ценности: семья, здоровье, работа, деньги и т.д. И 30% респондентов придерживались той точки зрения, что ценности общие для всех есть, однако содержание, вкладываемое в это понятие, у каждого свое.

Относительно семьи и семейных отношений большинством было высказано утверждение, что семья является значимой ценностью, и только 10% респондентов придерживались иной точки зрения. Однако само содержание, понятий «семья» и «семейные ценности» у всех было разным.

Не противоречиво и постановка на вторую позицию такой ценности, как здоровье, что, в свою очередь, указывает на осознание молодёжью важности этой составляющей человеческой жизни. Большинство респондентов уже сталкивались с серьёзными хроническими заболеваниями, как в отношении себя, так и родных, а некоторые находятся в процессе их преодоления.

Данные проведенного социологического исследования, подтверждают сделанные нами заключения: 34,0% респондентов отметили, что у них отличное здоровье, 52,0% – «болеют время от времени», 12,0% имеют хронические заболевания, 12,0% имеют инвалидность [2].

При этом, 40% опрошенных предпринимают действенные усилия, чтобы сохранить свое здоровье, а 60% – ничего не делают, чтобы чувствовать себя здоровыми.

Выделение молодёжью законопослушности в приоритетную ценность в Ставропольском крае является, безусловно, положительным показателем, если принять во внимание растущую напряжённость в межнациональных отношениях в регионе и в стране в целом. Современная молодёжь не обходит стороной такую ценность как деньги и материальное благополучие (2,72). Это вполне ожидаемо, принимая во внимание культивирование в обществе материального богатства как индекса состоятельности, успешности, власти. Завершает пятёрку приоритетных ценностных ориентаций взаимопомощь (2,75).

Вторую группу по критерию предпочитаемости у современной молодёжи составляют следующие ценности, отражающие их жизненные приоритеты: 1) друзья, 2) предприимчивость, 3) самореализация, 4) дети, 5) любовь.

Выведение на первое место друзей вполне закономерно, это отвечает традиционному социально-психологическому профилю молодежи. Особое внимание в данной группе следует обратить на то, что такие ценности, как предприимчивость и самореализация для молодежи значительнее и главнее, чем любовь. Находится это в определенном противоречии с постановкой на первое ранговое место ценности семьи.

Представляется возможным, что данный прагматический подход обусловлен общей тенденцией современного общества к культивированию успешности и самореализации как главных индикаторов жизненной состоятельности, а также пониманием индивидуальной экономической ответственности за возможность прокормить семью, приобрести квартиру, обеспечить достойный досуг и т.д.

Обратим внимание на третью группу ценностей молодёжи, которую составляют: 1) свобода, 2) принципиальность; 3) образование; 4) карьера; 5) коллективизм.

В этой связи обращает на себя внимание доминанта законопослушности (2,59), которая оказывается приоритетнее, чем свобода (3,12). Кроме того, не воспринимается в качестве ведущей ценности образование. Возможно, это следствие того, что в большинстве своем респонденты являются учащимися и образование воспринимается ими как данность, как естественный фон и образ жизни, хотя здесь могут быть и иные причины. Ушли на периферию такие ценности, как принципиальность (3,14), коллективизм (3,47), что свидетельствует о росте индивидуализма в молодежной среде.

Четвёртую группу приоритетных ценностей составляют: профессионализм (3,54), целеустремлённость (3,55), труд (3,68), патриотизм (3,69), успех (3,71).

Полученные результаты опроса респондентов показывают, что профессионализм (3,54) молодёжь ранжирует выше, чем успех (3,71) и труд (3,68). Очень низкое количество баллов отводится патриотизму (3,69). Понятия «патриотизм», «гражданская позиция» вызвали в целом негативное отношение. «Набило оскомину», «тупость» – такие ответы характеризовали понятие «гражданственность». Многие это связывали с прошлым негативным опытом, полученным старшим поколением в советские времена. Однако 80% респондентов заявили, что любят Родину, когда речь идет о родном доме, месте, где родился, природе, достижениях, великом культурном наследии России.

Hегативное отношение вызвало понятие «толерантность», что объяснялось его частым употреблением в средствах массовой информации и несоответствием реалиям жизни («провозглашают одно, а на деле – каждому есть за что ненавидеть другого»). Абсолютное большинство респондентов отметили, что разнонациональные коллективы, учебные группы, кружки, где есть возможность общаться с представителями различных культур и национальностей способствует сближению и развитию толерантного сознания.

И, наконец, пятую группу ценностей составляют: чувство долга (3,75) и честность (3,77). Особое внимание заслуживает то, что такие нравственные качества личности, как чувство долга и честность в предпочтениях современной молодёжи находятся на последнем месте. Данные ценности, как показали результаты опроса, практически не коррелируют, а скорее даже вступают в антагонизм с такими приоритетными для молодых людей ценностями, как деньги, материальное положение (2,72), предприимчивость (2,29), карьера (3,23). Тем самым можно сделать вывод, что молодёжь практически утратила нравственный фундамент и определенные ценностные регуляторы.

Для определения критериев, необходимых для достижения успеха в жизни, респондентам был задан следующий вопрос: «Что Вы считаете важным для достижения успеха в жизни?». Варианты необходимо было проранжировать по степени значимости: 1 – самый важный фактор; 3 – наименее важный фактор. В итоге были получены следующие данные.

Несколько неожиданно, если учесть предшествующие результаты, когда образование оказалось лишь в третьей группе приоритетных ценностей молодёжи, было то, что самым главным критерием для достижения успеха в жизни человека респонденты определили именно хорошее образование (1,56) и интеллектуальные способности (1,88).

Самую низкую оценку опрашиваемые отдают такой личностной характеристике, как коммуникативность (2,47). Положительно то, что в ответах такие критерии, как сильная воля (1,97), целеустремлённость и трудолюбие (1,98) находятся впереди в отличие от связей (2,16) и денег (2,39), а также «пробивных способностей» (2,18).

Для того чтобы понять, какие ценности пропагандируются в средствах массовой информации, респондентам был задан следующий вопрос: «Как Вы считаете, какие ценности культивируются современными СМИ?». При этом каждой ценности из предложенного нами набора необходимо было присвоить соответствующий балл, где «1» – наиболее культивируемая ценность, а «5» – наименее.

Полученные результаты показали, что, по мнению молодёжи, наиболее культивируемыми ценностями являются сексуальная распущенность (2,30), жестокость (2,52), карьеризм (2,62). А наименее пропагандируемыми являются любовь и дружба (3,54), пристрастие к развлечениям (3,57) и позитивный образ семьи (3,60).

Одним из важных показателей социального портрета молодёжи является определение направления и траектории их жизни. Для этого респондентам был задан вопрос «Подумайте, что Вы считаете главным в жизни?». Результаты данного опроса показаны на рис.1.

1

Рис. 1. Результаты опроса «главное в жизни молодежи», %

 

 

Полученные данные практически полностью коррелируют с результатами выявления у молодежи их ценностных приоритетов.

На вопрос: «Какие, на Ваш взгляд, жизненные девизы являются наиболее типичными для современной молодежной среды? ответы респондентов распределились следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Жизненные девизы молодёжи, %

 

№ п\п

Показатели

Ранг, %

  1.  

Хочешь жить – умей вертеться

75,5

  1.  

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей;

39,3

  1.  

Цель оправдывает средства

24,2

  1.  

Век живи – век учись

23,6

  1.  

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

23,6

  1.  

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

21,2

  1.  

Счастье близких людей

20,2

  1.  

Один за всех и все за одного

17,8

  1.  

Ученье свет, а не ученье тьма

15,2

  1.  

Терпение и труд все перетрут

10,9

  1.  

С милым рай в шалаше

10,0

  1.  

Бедность не порок

5,0

 

Таким образом, наибольшее предпочтение у современной молодёжи вызывают девизы: «Хочешь жить – умей вертеться» (75,5%), «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (39,3%), «Цель оправдывает средства» (24,2%), что опять же коррелирует с полученными ранее данными. Ожидаемо было и то, что наименьшие показатели имеют следующие молодёжные установки: «Терпение и труд всё перетрут» (10,9%), «С милым рай в шалаше» (10%), «Бедность не порок» (5%).

Изучая ценностные ориентации современной молодёжи, не менее важно остановиться на изучении того, как молодёжь определяет пределы допустимости/недопустимости тех или иных социальных явлений в современном обществе. В связи с этим был задан вопрос «Что Вы считаете недопустимым в обществе?». Особенность данного вопроса состояла в том, что получаемый ответ, как правило, не ассоциировался респондентом напрямую с самим собой, а позволял молодым людям в целом определиться с нравственным контекстом и содержанием социального обустройства «вокруг себя», показывал их отношение не просто к наиболее острым проблемам в жизни общества, а к тому, что они готовы терпеть, что для них является вполне естественным. Тем самым обозначается мотивационный аспект готовности (желания) молодежи и в целом общества бороться с этими проблемами, изгонять их из своей действительности, своего окружения.

Полученные данные показали, что самым недопустимым, по мнению молодёжи, в обществе являются: плохое воспитание детей, заброшенность, беспризорность (68,6%), употребление наркотиков (66,6%) и пьянство и алкоголизм (54,5%). При этом такие показатели, как уклонение от уплаты налогов (6,4%), деловая необязательность (4,4%), присвоение найденных денег (2,25), сопротивление милиции (1,95) занимают минимальные позиции.

Особое опасение у молодежи вызывает «остаться без материальных средств к существованию» (58,1%), «опасения за свою жизнь, жизнь близких» (41,7%). Наименьшее опасение вызывают «ограничения со стороны государства» (8,2%). И такие данные не удивительны. Учитывая ответы на предыдущие вопросы, видно, что молодежь ориентируется в основном только на себя; не видит смысла опираться на государство, так как не верит в действенность предлагаемых им механизмов социального регулирования.

Таким образом, данные исследования позволили выявить ряд проблем в ценностной сфере современной молодёжи.

Отметим, что наиболее значимыми ценностями для респондентов выступили семья, здоровье, законопослушность, деньги и взаимопомощь. Критериями достижения успеха в жизни молодёжь определяет хорошее образование, при этом на удачное стечение обстоятельств и коммуникативность отводятся наименьшие оценки. Выявленным положительным моментом является определение респондентами в качестве наиболее главного в жизни семьи (74%), однако у каждого имеется свое собственное восприятие того, какой она должна быть. При этом пропагандируемая обществом установка на успех определяет в качестве основного девиз: «Хочешь жить – умей вертеться» (75,5%). Не менее важными для современного общества являются данные о допустимости/недопустимости отдельных социальных явлений в обществе, среди которых беспризорность детей и аддиктивные наклонности. В представлении респондентов, самым недопустимыми является: «публичное проявление неприязни к представителям других национальностей» (33,6%). Особую тревогу у молодежи вызывает положение «без материальных средств к существованию» (58,1%).

Мы согласны с Г. Риккертом, который писал, что «ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности. Но ценности связаны с действительностью, и связь эту можно мыслить, … в двух смыслах. Ценность может, во-первых, таким образом присоединяться к объекту, что последний делается – тем самым – благом, и она может так же быть связанной с актом субъекта таким образом, что акт этот становится, тем самым, оценкой… О ценностях нельзя говорить, что они существуют, но только, что они значат или не имеют значимости. Культурная ценность или фактически признается общезначимой, или же ее значимость, и тем самым белее, чем чисто индивидуальное значение объектов, с которыми она связана, постулируются, по крайней мере, хоть одним человеком. При этом, если иметь в виду культуру в высшем смысле этого слова, речь здесь должна идти не об объектах простого желания, но о благах, к оценке которых или к работе над которыми мы чувствуем себя более или менее нравственно обязанными в интересах того общественного целого, в котором мы живем, или по какому-либо другому основанию… Явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с ценностями, и если поэтому от объекта культуры отнять всякую ценность, то она точно так же станет частью природы» [3].

Все вышесказанное подводит нас к тому, что сегодня требуется подлинно системный пересмотр ценностей с точки зрения их подлинно антропологической модальности. И здесь на первый план выходит педагогическая антропология как наука [1]. Ее способность целенаправленно строить антропо-практики – практики действительного понимания и изучения того, каковы должны быть черты «современного человека», человека, умеющего жить в меняющейся обстановке, справляться с сомнениями, обладать опытом и смелостью принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов, используя свое профессиональное мастерство, эффективно реализовывать принятые решения или восстановить ситуацию в прежнем положении, если первоначальные решения оказались неправильными, нежелательными или недейственными в соответствии с той системой ценностей, которая существует в данном обществе.

 

Литература

  1. Косов Г.В., Бобренко О.С. Педагогическая антропология: социокультурный и психологический абрис (теоретико-методологические очерки) / Под ред. доктора педагогических наук, профессора Л.Л. Редько и доктора педагогических наук, профессора С.В. Бобрышова: монография. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
  2. Смагина М.В. Защита детей от семейного насилия в современной России: монография. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010.
  3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.
  4. Смелзер Н. Социология. – М., 1997.

Об авторе

Бобренко Ольга Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания, социализации и развития личности Ставропольского государственного университета

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Бобренко О.С. Жизненные приоритеты и ценности молодежи ставропольского края [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.