ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА ОТЦА НА ВЫБОР СПУТНИКА ЖИЗНИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

УДК 159.922.8

О.С. Прилепских (Ставрополь) Ставропольский государственный педагогический институт

English version: Prilepskaya Oksana Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol 

Аннотация. Статья посвящена эмпирическому анализу влияния образа отца на развитие представлений о будущем спутнике жизни у девушек. В статье раскрыты существующие основные тенденции развития семьи, феномен отцовства; экспериментально определены когнитивная и эмоциональная стороны образа отца и образа будущего супруга, выявлены особенности представлений девушек о семье, осуществлен сравнительный анализ различий восприятия образа отца и образа будущего супруга в полных и неполных (материнских) семьях.

Ключевые слова: отцовство, образ будущего супруга, стиль взаимодействия отца и дочери, взаимосвязь и взаимовлияние образа реального отца и представлений о предпочитаемом типе будущего супруга.

В современных условиях усиления экономического и политического кризисов, дальнейшего расслоения общества семья как динамическое образование претерпевает определенные изменения, отражающиеся, прежде всего, на структуре и характере супружеских отношений. Возникают нарушения во внутрисемейном общении, учащаются кризисы семьи, растет неудовлетворенность браком, изменяется стиль взаимодействия между родителями и детьми. Идея, сформулированная Л.С. Выготским, о социальной ситуации развития как «исходном моменте» для всех динамических изменений, происходящих в развитии, остается актуальной в настоящее время. Взаимодействие со «значимыми другими» и, прежде всего, с родителями, а также интериоризация процессов общения являются важнейшими факторами развития личности.

Известно, что становление личности особенно интенсивно происходит в юношеском возрасте, который является важнейшим периодом для подготовки к семейной жизни и выбора супруга. Становление зрелых межличностных выборов в юности определяет характер будущих взаимодействий и является показателем успешности, социальной адаптированности личности. Из исследований А. Адлера, Э. Берна, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, Р.В. Овчаровой, Н. Пезешкиана, З. Фрейда можно сделать выводы, что субъективные образы родителей оказывают наибольшее влияние на вступление в брак, распределение семейных обязанностей, восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и ее смысловых ориентиров [2].

В современных исследованиях наблюдается стремление выявить особенности представлений о семье и эталоне будущего супруга в различные возрастные периоды (Захарова М.В., Каган В.Е., Ляхович Н.В., Станиславская И.Г., Федотова Н.Ф., Шишкина О.В.). Выявлено, что в создании представлений об идеальном супруге большая роль принадлежит матери и отцу (Коростылева Л.А., Митина О.В., Петренко В.Ф., Семенов В.Е., Шишкина О.В.) [4].

Ощущается острая потребность в исследовании вопросов влияния родителей на: особенности общения детей с противоположным полом, формирование взглядов на дальнейшую семейную жизнь и психологическую готовность к отцовству и материнству, соответствие выбора спутника жизни образу родителей, а также развитие представлений о будущем супруге у лиц разного пола. Проблема оценки и моделирования образа будущего супруга у девушек оказалась наименее изученной в связи с отсутствием специальных исследований, касающихся феномена «отцовства» и детерминирующей роли отца в создании образа идеального мужа.

Таким образом, недостаточная изученность в психологии развития представлений о будущем супруге и перспективах семейной жизни, принципов выбора партнера, условий формирования ценностного отношения к семье и супружеству, критериев классификации типов мужей и жен, являются аргументом актуальности исследования и предпосылкой для постановки цели и формулирования его проблемы.

Проблема исследования состоит в определении влияния отношений, складывающихся с отцом, на выбор девушками будущего супруга, а также в выявлении зависимости между психологическими характеристиками отца и психологическими характеристиками будущего супруга. Целью исследования стало изучение влияния отношений отца с дочерью как детерминирующего фактора, определяющего выбор девушкой будущего супруга.

В соответствии с целью был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:

  • сформированное у девушек представление об отце обуславливает ценностное отношение к супружеству и специфику выбора будущего супруга;

  • выбор девушками будущего супруга определяется теми отношениями, которые складываются у них с отцом;

  • позитивные взаимоотношения девушек с отцом и взаимоотношения, основанные на позиции директивности, формируют стратегию выбора будущего супруга по типу отца; при враждебном и автономном типе взаимоотношений с отцом, формируется стратегия избегания мужчин, относящихся к типу отца.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать теоретические и эмпирические исследования по психологии семьи, психологии родительства, специфике отношений с родителями в юношеском возрасте;

  • выявить роль отца в развитии представлений о потенциальном супруге у девушек;

  • определить психологические особенности образа отца и образа потенциального супруга у девушек;

  • изучить влияние стилей взаимодействия отцов и дочерей на развитие представлений девушек о будущем супруге;

  • выявить взаимосвязь и взаимовлияние образа реального отца и представлений о предпочитаемом типе будущего супруга.

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: метод теоретического анализа философской, психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме; общенаучные (эксперимент, анкетирование, измерение); собственно психологические – стандартизированные самоотчеты: опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR); методика межперсональных отношений Т. Лири; тест «Незаконченные предложения» В.Б. Шапарь; модифицированная методика «Сочинение» О.А. Карабановой; методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.

Базой исследования выступило ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт (СГПИ). Испытуемые: студентки различных факультетов СГПИ в возрасте 17-20 лет (155 респондентов). Исследование предусматривало три этапа. Подготовительный этап включал в себя определение целей и задач, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез, изучение и анализ научной литературы. Констатирующий этап был направлен на подбор методов и методик научного исследования, изучение состояния проблемы, определение основных понятий и категорий (феномен родительства, феномен отцовства, семейные отношения, стратегии взаимодействия и др.), создание концепции исследования, изучение особенностей взаимоотношений девушек с родителями, в частности – с отцом, определение основных характеристик образа потенциального супруга у девушек, выявление взаимосвязи и влияния сформировавшегося образа отца на образ потенциального супруга девушек, подготовку публикаций по проблеме исследования. Аналитический и заключительный этапы посвящены обработке и анализу полученных результатов, оформлению материалов исследования.

Теоретический анализ психологической литературы позволил выделить следующие основные тенденции развития современной российской семьи:

  • семья стремится к вариативности моделей семейной жизни;

  • по аналогии с формированием базовых психологических потребностей личности, семья закладывает и базовые культурные ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть;

  • возрастание индивидуализации человека и «введение» в современную семью принципа автономии личности как необходимого условия развития и удовлетворения высших психологических потребностей создает угрозу дестабилизации семьи;

  • социальные и экономические изменения в обществе сказываются на состоянии семьи, изменяя ее систему ценностей и психологическое содержание;

  • при увеличении многообразия форм и типов семейных отношений семья остается главным средством удовлетворения потребности современного человека в общении на глубоком личностном уровне;

  • во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, так же, как отсутствуют они и во многих общественных институтах – детских садах, школах, университетах, где главными действующими лицами являются женщины;

  • ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье и она же наиболее близка с ребенком эмоционально; мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование личности, являются взаимоотношения ребенка со взрослыми. Наиболее значимыми среди них являются родители. Они занимают особое место на каждом этапе возрастного развития детей в силу не только родственной близости, но и непрерывности и перманентности присутствия. Современная психология рассматривает родителей как наиболее влиятельную группу взрослых, отношения с которыми значимы на каждом возрастном этапе развития растущих людей. Родительство является сложной динамической структурой, которая в развитой форме включает следующие компоненты: родительские ценности, установ­ки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, ро­дительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейно­го воспитания. Связь данных компонентов между собой осуществляется че­рез пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоци­онального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов (Овчарова Р.В.) [1].

Взаимоотношения с родителями представляют собой процесс «персонализации» (А.В. Петровский, 1984) личности ребенка в личности родите­ля, опосредующий детско-родительские отношения и оказывающий влияние (производящий изменения) как в личности родителя, так и в личности ребенка.

По мнению Р.В. Овчаровой, в современной городской семье традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пье­дестала, пространственная разобщенность труда и быта. Сила от­цовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности.

Реальная модель современной семьи представляет собой следующее: ответственность за семью в основном несет мать, она доминирует в семье и поэтому она наиболее близка с ребенком эмоционально. Мужчина оказывается как бы «выброшенным» за пределы семейных отношений. Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительной изученности материнства отцовство остается «бе­лым пятном».

А.С. Спиваковская (2000) говорит о том, что позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается: лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка – это любовь к жене (Т.М. Афанасьева, В.И. Кочетков, А.С. Спиваковская и др.).

К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя в период беременности жены и ухода за младенцем. Эта «невключенность» вызывает у мужчины ощущение одиночества и причи­няет ему боль. В то же время К. Флэйк-Хобсон (1992) считает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие на супругов и на малыша, привнося нечто неординарное в их взаимоотношения.

Дж. Хесс (2003) полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в культуре своего рода водоразделом. С одной стороны находятся те, кто разделяет точку зрения Б. Малиновски (1962), который утверждал, что самое важное мо­ральное и юридическое правило относительно психологического положения отцовства в том, что ни один ребенок не должен приходить в этот мир без мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребенком и окружающим миром. Он пояснял, что это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законорожденности, и что неизменным остается правило: для полноты социального статуса ребенку необходим отец, точно так же, как и мать. Группа, состоящая из женщины и ее потомства, психологически неполноценна и незаконна [5].

С другой стороны выстраиваются те, кто пытается определить отцовство по-новому. В своем позитивном выражении это определение объявляет отцовство обыденным и ненужным, в агрессивной формулировке – первоисточником социального зла (Т. Гоббс, 1968).

Д. Блэнкенхорн (1995) и Дж. Гилдер (1992) полагают, что брак и вы­текающее из него отцовство – это первоочередные механизмы, формирующие мужскую значимость. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивными наклонностями и привязывая поведение к фундаментальным целям общества, преимущественно к защите семьи и ее обеспечению.

В семье существуют два основных отношения, выражающих способ связи между ее членами – это супружество и родство. По замечанию А. Г. Харчева, родство рассматривается лишь эпизодически, крайне редки публикации, в которых исследуются отдельные виды родства – отцовства, материнства.

Отцовство, прежде всего, можно определить как связь человека с тем, кто обязан этому человеку появлением на свет. По мнению В. Думбляускаса отцовство является не только биологической связью. Отцовство – это также содержание и воспитание детей, это определенные права и обязанности по отношению к ним. Следовательно, отцовство – явление одновременно и биологическое и социальное, поэтому можно было бы говорить о двух аспектах отцовства. История развития и современное функционирование родственных отношений показывают, что эти аспекты могут отделиться, стать самостоятельными, т.е. возможно разделение отцовства на биологическое и социальное и их существование независимо друг от друга.

Согласно социально-психологическим исследованиям, на развитие личных отношений в юношеском возрасте оказывают влияние не столько воспитательные стратегии отца, сколько вся система взаимоотношений родителей друг с другом. Подтверждением этому является «правило моста», описанное А.А. Кроник, Е.А. Кроник: прошлый опыт позволяет «перебросить» в буду­щее актуальные связи, которые не теряют своей значимости и требуют завершения. Позитивный опыт порождает надежды, планы, ведущие к успеху.

Личный опыт взаимоотношений, полученный в родительской семье, оказывает влияние на проявление чувств по отношению к другим людям, представление о будущем спутнике жизни и о модели будущей семьи. Отечественные и зарубежные исследователи чаще говорят о факторной зависимости формирования собственной семьи от родительской семьи. Изучается сходство различных динамических параметров функционирования собственной и родительской семьи: родительская семья оказывает мощное влияние на выбор карьеры и супруга, отмечается, что в принятии реше­ний участвуют бессознательные установки, заложенные еще в детстве родителями; упоминается о сходстве в выборе супруга из той семьи, которая функционирует аналогично собственной и имеет примерно тот же набор проблем.

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта.

Экспериментально доказано, что в юношеском возрасте существуют четкие представления о себе как о будущем супруге и представление об идеальном спутнике жизни. Первостепенное влияние на формирование представлений о потенциальном супруге оказывает родительская семья, которая является либо примером, эталоном будущих семейных ролей, либо антиэталоном, вызывающим негативное или противоречивое отношение к будущей семейной жизни. Помимо родительской семьи на выбор будущего супруга оказывают влияние другие социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей определенных норм и ценностей (друзья, школьный класс, студенческий коллектив, трудовой коллектив) [3].

В контексте рассматриваемой проблемы наряду с теоретическими исследованиями образа отца как детерминанты развития представлений о будущем супруге у девушек, наше внимание было обращено на ее эмпирическое изучение. При организации экспериментального исследования влияния образа отца на развитие представлений о будущем супруге у девушек мы опирались на теоретические положения, касающиеся феномена «образа» и представлений, структурных компонентов «образа» (когнитивного, эмоционального и поведенческого) (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.А. Ядов, Б.Ф. Поршнев).

В соответствии с гипотезами экспериментальное исследование было направлено на выявление особенностей сформировавшегося у девушек образа отца, определение основных характеристик образа потенциального супруга, что должно и способствовать выявлению взаимосвязи и влияния сформировавшегося образа отца на образ потенциального супруга.

Констатирующий этап экспериментального исследования был посвящен подбору методик, адекватных поставленным задачам. С целью определения когнитивной и эмоциональной сторон образа отца и образа будущего супруга, выявления представлений девушек о семье, сравнения различий восприятия образа отца и образа будущего супруга в полных и неполных (материнских) семьях, были проведены исследования с помощью модифицированной проективной методики «Сочинение» (О.А. Карабановой) и модифицированного теста «Незаконченные предложения» (В.Б. Шапарь).

В процессе исследования испытуемые были разделены на две группы: девушки, воспитывающиеся в полной семье (69,7% от всего количества испытуемых); девушки, воспитывающиеся в неполной (материнской) семье (30,3 % от всего количества испытуемых).

При сравнительном анализе образа отца в полных и неполных (материнских) семьях были выявлены следующие особенности:

  • образ отца более четко представлен в ответах испытуемых из полных семей;

  • испытуемые из полных и из неполных семей характеризуют отца в прошлом как заботливого и примерного семьянина;

  • обе группы испытуемых считают отца способным бросить семью и детей;

  • в высказываниях девушек из полных семей были отмечены определенные особенности: отцы очень опекают детей, любят детей больше, чем дети отцов;

  • при сравнении отца и будущего супруга, большая часть девушек из неполных семей хотела бы, чтобы муж был полной противоположностью их отцу, в то же время как остальная половина испытуемых хотела бы, чтобы их отец и будущий супруг были чем-то похожи. Сходство отца и мужа, их дружбу одобряют 57,5% девушек из полных семей, а 37,5% предполагают, что их будущий муж не будет похож на отца, 3,7% девушек из полных семей считают, что отец и будущий муж должны любить их.

Диагностические процедуры, направленные на определение основных характеристик образа потенциального супруга у девушек позволили сделать следующие выводы:

  • выявлено, что и в полных и в неполных семьях идеалом мужчины считают доброго, умного, надежного, красивого, честного человека. Немаловажными характеристиками для испытуемых являются «понимание» и «любовь». В качестве идеала мужчины 20% девушек из полных семей и 20% – из неполных – называют актеров, друзей, близких родственников;

  • среди отрицательных качеств мужчины, девушки особо выделяют: унижение, оскорбление и избиение женщин; хвастовство, алкоголизм и курение. Девушки из полных и неполных семей едины во мнении, что большинство мужчин «бабники», изменяют женам, не уделяют внимания семье, эгоистичны. По отношению к юношам, испытуемые выделяют еще одно качество – безответственность, легкомыслие, неготовность к будущей семейной жизни;

  • давая характеристику будущему супругу, среди приоритетов испытуемых можно выделить общие параметры испытуемых из полной и неполной семей. Будущий супруг должен быть любящим, понимающим, умным и добрым;

  • наблюдаются похожие варианты ответов испытуемых по суждению «Мой будущий муж будет похож…». В полных и в неполных семьях испытуемые хотели бы, чтобы будущий муж был похож на актера, друга, родственника, на идеал, на отца;

  • необходимо отметить, что девушки из полных семей более уверены в себе, о чем свидетельствуют их ответы. Они считают, что большинство юношей не достойны девушек, плохо воспитаны. Им нравится, когда мужчины внимательны. Одним из существенных требований к будущему супругу они считают материальную обеспеченность;

  • в ответах испытуемых из неполных семей можно было выделить особо важные характеристики мужчин: верность, мужество, терпение, без вредных привычек. Девушки из неполных семей менее требовательны к будущему супругу;

  • можно выявить противоречия между идеалом супруга и представлением о большинстве мужчин и юношей. Если идеал и будущий супруг должен быть любящим, понимающим, умным, верным; то современные юноши и мужчины совершенно не соответствуют идеалу.

С целью изучения особенностей взаимоотношений девушек с отцом, выявления воспитательных воздействий отца, был использован модифицированный опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR). В опросе принимала участие только группа девушек из полных семей. Выявление поведенческой стороны образа отца осуществлялось путем определения отношений дочери с отцом.

Полученные данные по методике ADOR отражены в диаграмме (рис. 1).

Результаты методики позволили сгруппировать испытуемых по следующим параметрам:

Первая группа – группа «Позитивный интерес». Из всех существующих шкал оценки отца дочерью у членов данной группы преобладает шкала позитивного интереса (POZ). Данная группа составляет 24,1% от всей выборки испытуемых.

Вторая группа – группа «Директивность». Из всех шкал оценки отца дочерью у членов данной группы преобладает шкала «Директивность» (DIR). Группа директивности составляет 3,7% от общего количества испытуемых.

Третья группа – группа «Враждебность» (HOS). Девушки данной группы составляют 16,7 % от всей выборки.

Четвертая группа – группа «Автономность». Из всех существующих шкал у членов данной группы при взаимодействии дочери с отцом преобладает шкала «Автономность» (AUT). Данная группа составляет 35,2% от всей выборки.

Пятая группа – группа «Непоследовательность». Главным качеством отца девушки данной группы считают непоследовательность, непредсказуемость. Группа составляет 25,9%.

Стандартизированные данные по методике позволили выделить три уровня по каждому исследуемому параметру: уровень нормы, уровень высокой выраженности параметра (патологичности), уровень слабой выраженности параметра. Среди параметров, наиболее отчетливо выраженных (выше нормы), можно выделить автономность и непоследовательность в отношениях дочери с отцом. Наиболее слабо выражены параметры позитивного интереса и директивности.

С целью выявления взаимосвязи и влияния сформировавшегося ранее образа отца на выбор будущего супруга, а также выявления соответствия образа отца образу потенциального супруга, нами был осуществлен сравнительный анализ значимых психологических тенденций двух исследуемых аспектов: «Мой идеал мужа», «Мой отец» по методике межперсональных отношений Т. Лири .

Для построения личностных профилей отца и будущего супруга был выявлен средний балл по всем восьми психологическим тенденциям. Полученные средние баллы были перенесены на дискограммы, образующие личностные профили отца и будущего супруга (рис. 2, 3).

Дискограмма содержит горизонтальную и вертикальную оси, которые обозначают два ведущих фактора: доминирование-подчинение (вертикальная ось), дружелюбие и агрессивность (горизонтальная ось). Именно данные факторы, по мнению М. Аргайла, определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Расстояние полученных показателей от центра дискограммы указывает на адаптивность или экстремальность, патологичность интерперсонального поведения.

Анализ личностных профилей показал преобладание адаптивного поведения у отца и будущего супруга. Необходимо отметить смещение личностного профиля будущего супруга в сторону двух ориентаций – доминирования и дружелюбия. В то же время личностный профиль отца смещен в сторону ориентаций доминирования и агрессивности. Дискограмма будущего супруга содержит характеристику экстремальности поведения по психологическим тенденциям доминирования и отзывчивости. Из этого следует, что представления испытуемых о будущем спутнике жизни нереалистичны, образ супруга сочетает в себе тенденции бескорыстности, жертвенности с тенденциями доминантности, деспотичности. 

Качественный анализ теста Т. Лири показал, что ведущей тенденцией при оценке отца стала тенденция «Доминантность – властность – деспотичность». Данная тенденция составляет 55,6% выборов всех испытуемых. При оценке идеала мужа ведущей тенденций из всей выборки испытуемых также стала тенденция «Доминантность – властность – деспотичность». Она составляет 66,7% выборов всех испытуемых.

Данные гистограммы показали, что наибольшее количество совпадений у девушек, объединенных в группу «Директивность» (100%), далее следует группа «Позитивный интерес», у которой общая сумма совпадений ведущих психологических качеств отца и будущего мужа составляет 92,3%. Наименьший процент совпадений в группе девушек, у которых во взаимоотношениях с отцом преобладает шкала «Автономность».

Осуществив сравнительный анализ значимых психологических тенденций по методике Т. Лири, нами было определено, что общая сумма совпадений ведущих психологических качеств отца и будущего спутника жизни составляет 51,9%.

В исследовании был осуществлен корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи между такими психологическими тенденциями как образ отца и образ будущего спутника жизни, которые были определены тестом Т. Лири. Расчет осуществлялся по формуле коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Полученные данные рангового коэффициента корреляции показали существующую зависимость и взаимосвязь между психологическими тенденциями образа отца и образа будущего супруга, поскольку коэффициент корреляции по всем исследуемым параметрам приближается к единице. Данный показатель говорит о прямопропорциональной зависимости между психологическими характеристиками отца и образа будущего супруга у девушек.

Результаты теоретического анализа и эмпирического изучения влияния образа отца на развитие представлений о будущем супруге у девушек подтвердили гипотезу исследования и позволили сформулировать следующие выводы:

  1. В представлениях об отце у девушек преобладает эмоциональный компонент (эмоциональное отношение). Данный компонент более позитивен, чем в плане характеристики поведенческого компонента образа отца. Отец в представлениях испытуемых не уделяет им внимания, не заботится о семье, иногда может грубо себя вести. Для девушек важны достижения отца, большинство испытуемых считают, что отец мог бы достичь большего в жизни, они хотели бы, чтобы отец изменился, стал лучше.

  2. Анализ образов мужчины и будущего супруга показал, что у испытуемых существует четкая дифференциация данных представлений. Девушки характеризуют мужчин, выделяя в основном, отрицательные параметры. Представления о потенциальном спутнике жизни в основном выражены в форме требований к предполагаемому партнеру. Будущему супругу приписываются следующие характеристики: любящий, понимающий, не оскорбляющий женщин, верный, честный, ответственный, с чувством юмора, материально обеспеченный. Эти данные свидетельствуют о сложившемся у девушек стереотипе представлений о мужчине, а также о нереалистичности образа будущего супруга, который должен выбираться из существующей группы мужчин.

  3. Ведущей психологической характеристикой будущего супруга является доминантность, отражающая лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность. Доминантность также является ведущей психологической характеристикой отца, который и задает стратегии выбора типа будущего супруга. К важным качествам будущего супруга относятся отзывчивость, отражающая деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать; добросердечие характеризующееся способностью к взаимопомощи, общительностью, доброжелательностью, внимательностью. Необходимо отметить присутствие экстремальности (патологичности) в характеристиках поведения будущего супруга по психологическим тенденциям доминирования и отзывчивости. Из этого следует, что представления о будущем спутнике жизни нереалистичны, образ супруга сочетает в себе тенденции бескорыстности, жертвенности с тенденциями доминантности, деспотичности.

  4. Позитивный стиль и директивность во взаимоотношениях девушек с отцом определяют существующую связь образа отца и образа будущего супруга.

  5. Враждебность во взаимоотношениях девушек с отцом, автономность отца, отгороженность отца от проблем семьи, игнорирование отцом интересов близких – определяют специфическую систему представлений о будущем супруге, который по своим характеристикам не совпадает с типом отца.

  6. Существует корреляционная зависимость между психологическими характеристиками отца и представлениями о будущем супруге по следующим тенденциям: доминантность; уверенность в себе; требовательность; уступчивость; доверчивость; добросердечие; отзывчивость.

  7. Сопоставление результатов ведущих психологических качеств отца и будущего супруга подтвердило совпадение данных качеств у 51,9% испытуемых. Это доказывает существующую связь образа отца и образа будущего супруга. Необходимо отметить, что на выбор будущего супруга влияет качество взаимоотношений с отцом, а не только его личностные особенности. Это утверждение доказывают две ведущие тенденции взаимоотношений с отцом – «Директивность», которая характеризует отца как человека, направляющего растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам, принятым в обществе, вкладывая в ее душу заповеди морали; и тенденция «Позитивного интереса», который характеризуется отцовской уверенностью в себе, внимательностью и открытостью отношений между отцом и дочерью. Данные тенденции имеют самые высокие проценты совпадений психологических качеств отца и потенциального супруга.

 

Литература

  1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Ин­ститута Психотерапии, 2003. – 319 с.

  2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

  3. Райгородский Д.Я. Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений») Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский Дом «Бахрах – М», 2002. – 752 с.

  4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.

  5. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2000. – 192 с.

Об авторе

Прилепских Оксана Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Прилепских О.С. Особенности влияния образа отца на выбор спутника жизни в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.