Алексеева М.Н., Алексеева Т.И., Оленникова М.В.

Алексеева М.Н., Алексеева Т.И., Оленникова М.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье раскрывается понятие креативность, ее виды. Показаны условия и факторы, влияющие на формирование креативности у детей. Подчеркивается необходимость развития креативности в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: креативность, сенситивный период, психологические детерминанты, развитие.  

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

У такого феномена как креативность много сторонников. Исследователи предлагают четыре основных аспекта: креативную среду, креативный продукт, креативную личность и креативный процесс.

Креативная среда. Креативность выражается через личностные размышления, ощущения, знания, действия, чувствования. Креативность проявляется как поведение в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Креативность выступает как восприятие, действие или общение личности, ответ в принуждаемой и в непринуждаемой ситуации.

Для проявления креатива нужна свободная, непринужденная обстановка. Исследования обнаружили, что мотивация достижений, мотивация социального одобрения и соревновательная мотивация блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее креативных возможностей.

Креативная личность. Психология творчества вслед за другими науками вводит в свою методологию в качестве инструмента принцип системности, тем самым приступая к рассмотрению в качестве объекта исследования личности со всем спектром ее качеств.

Иная тенденция – объединение личностных и когнитивных образований: Д.Б. Богоявленская внедряет понятие интеллектуальной активности личности, считая, что она определена психической структурой, характерной креативному типу личности. С позиции данной теории, творчество является ситуативно-нестимулированной активностью, выражающейся в стремлении выйти за границы заданной проблемы

Благодаря различным исследованиям определен значительный набор черт, относящихся к креативным. Они включают в себя уверенность в себе, самостоятельность суждений, способность замечать привлекательность в трудностях, способность рисковать и эстетическую ориентацию.

Креативный продукт. Обычно человек творит не ради социального признания, а чтобы испытать то состояние взлета, которое дает возможность ему почувствовать себя человеком.

«Важнейшей операцией, которая «работает» в ходе творческого процесса, является операция сравнения: устанавливаются смысловые связи между элементами на основе: смыслового синтеза или случайного соединения без определения семантических связей, репродукцией. Таким образом, продукты (гипотезы, идеи, поведенческие акты) можно распределить на оригинальные (креативные), неосмысленные и стереотипные» [1].

Потребность в творчестве зарождается тогда, когда оно невозможно или нежелательно из-за внешних обстоятельств: сознание как бы провоцирует активность бессознательного. Творческий акт сопутствует нервная напряженность и возбуждение. На долю разума остается только придание законченности и обработки социально приемлемой формы продуктам творчества, детализация и отбрасывание лишнего.

Любая деятельность зависит от успешности выполнения не от какой-либо одной деятельности, а от сочетания разнообразных способностей, причем это сочетание, приносящее один и тот же результат, может быть обеспечено всяческими способами. При отсутствии необходимых задатков к формированию одних способностей их дефицит может быть возмещен за счет более сильного развития других. «Одной из главных особенностей психики человека, – писал Б.М. Теплов, – является потенциал чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь одной способности совершенно не исключает возможности удачного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень обширных пределах компенсирована другими, развитыми на высоком уровне у данного человека».

Каждый период детства организовывает особые благоприятные условия, то есть сензетивные для развития и проявления способностей. Наиболее оригинален в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. Рано раскрывается художественная одаренность – сначала к музыке после к рисованию позже к науке, причем раньше других выражается одаренность к математике [5].

Способности формируются и проявляются лишь в деятельности. Поэтому, только правильно организуя деятельность ребенка, можно раскрыть, а затем и развить его способности. Детей старшего дошкольного возраста важно включить во всевозможные виды деятельности и, сторонясь ранней специализации позволить проявиться всем его склонностям и задаткам. Пусть каждый ребенок испытает себя во всех сферах деятельности. Предметная среда создается именно с этой целью, малышу даются разнообразные предметы: материалы, конструкторы, карандаши, бумага, ножницы, краски, клей и так далее.

К «маскирующим» фактам проявление способности, можно отнести пробелы в знаниях, временные неудачи, неуверенность в себе, увлечение чем-то другим, временное отсутствие интереса. Родителям в таких случаях нужно быть особенно бдительными и своевременно прийти на помощь ребенку.

Приглядываясь к ребенку, к его интересам и склонностям нужно, не дожидаясь, когда он пойдет в школу. Нынешние дети очень рано развиваются. Рано начинают читать, петь, владеть карандашом, рисовать, мастерить, танцевать, лепить и т.д. Очень важно опираться на эти склонности и умения, развивать и формировать их. Разные знания и умения пригодятся ему в будущем: и в школе – на уроках пения, рисования и в художественной самодеятельности, а так же в самостоятельной жизни. Для человека с свободным и широким кругозором жизнь становится интереснее и богаче.

В дошкольном возрасте большое значение имеет игра как средство нравственного, умственного, эстетического и физического развития.

«Творческая игра» – это не одно из качеств личности, не род занятий, а высшая потребность человека, стиль жизни. Способность и стремление быть играющим «творцом» – неотделимые и часто не используемые, свойства личности. Развитие и формирование этих свойств, внесение творческой игры в основу жизнедеятельности, а также приобщение к вдохновению изменяет мир человека, раскрашивает его невообразимыми красками, перевоплощая жизнь в волшебное и захватывающее приключение. Внедрение творческой игры – способ реализации жизни, в основе которого: азарт, вдохновение, интенсивность переживаний, увлекательность. Не следует путать творческую игру азартной или спортивной игрой и др. Творческая игра значительно выделяется и отличается от всех других видов игровой деятельности, у этой игры нет специально устраиваемого поля. Ее основой является жизнь, как таковая (обычно не может быть креативной личности, не втянутой в творческую игру, поскольку игра состоит из выдумок фантазий и воображения в реальность, а значит, творческую игру лучше всего могут оценить только сами игроки «творческие личности»).

Размышляя об игре важно понимать, что «наивная» или детская креативность отличается от креативности взрослого, она обладает другим содержанием и структурой. Детская креативность – это непринужденное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Иной взгляд ребенка на мир – от наивного бесстрашия и от бедности его опыта, его мысли: «все действительно может быть». Наивная креативность – характерна данному возрасту и свойственна большинству детей.

В игре ребенок – сама непринужденность, во всей полноте проявляется его творчество, воображение, внимание, сообразительность. Не секрет, что огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка весьма часто служат только отголоском того, что он слышал и видел от взрослых, и, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не отражаются в игре совершенно так же, как они изображались в действительности. Простое воспоминание о пережитом не есть игра ребенка, но креативная переработка испытанных впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям и запросам самого ребенка. Также верно влечение детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра. Комбинация знакомых ребенку элементов выступает уже нечто новым, творческим, относящееся самому ребенку, а не просто отражающее то, что ребенок имел случай видеть иди наблюдать. Вот это умение из элементов организовывать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу креативной деятельности.

Крайне важно не шаблонизировать игры, а предоставлять простор детской инициативе. Необходимо, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Воспитатель не должен стеснять инициативу ребят, навязывать им те или иные игры, расхолаживать их. Возглавляя игру, педагог всегда обязан помнить о том, что нужно развивать самостоятельность детей, инициативу, сохранять радость игры, их непосредственность. Из приемов наставлений игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не воображать за ребенка, не выдумывать за него игру. Важно очень деликатно и тонко влиять на чувства детей, на развитие их интересов, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве благополучно развивается игровое творчество.

Развитие и формирование способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребенка. Этому немало содействует эстетическое воспитание – приобщение к прекрасному. Прекрасное облагораживает человека, делает его выше, чище, лучше. Благородные чувства придают возвышенность и творческим силам человека. Исключительно значительный смысл для развития способностей имеют трудолюбие и работоспособность. Эти качества – неизменное условие формирования любой способности. Важно дать ребенку больше самостоятельности, поощрять его творчество. Поддерживать любое полезное начинание ребенка, в особенности, если в нем проявилась смекалка, изобретательность, новшество. Только при всеобщем гармоническом развитии ребенка можно выявить склонности, задатки, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности [2].

В психической жизни детей дошкольного возраста важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте выражается настолько интенсивно и ярко, что многие психологи анализировали его как изначально заданную детскую способность. Воображение помогает представить результат труда, конструирования, рисования и любой другой деятельности до ее начала.

Развитие, а прежде всего возникновение воображения – социально-обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно фиксированные и выработанные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь.

Максимально интенсивно и ярко воображение образовывается в сюжетно- ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение функционирует в нескольких направлениях.

Во-первых, дети по-новому применяют предметы и придают им всевозможные воображаемые функции. На протяжении одного часа предмет может приобретать до 10 разных значений.

Во-вторых, большое влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо невеселое занятие перевести в план ролевого действия, как оно охотно осуществляется ребенком. Возникая и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности детей дошкольного возраста. Наиболее ярко оно выражается в рисовании и в сочинениях стишков и сказок. Дети не слишком прихотливы к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче, чем изображения [4].

Словесное творчество раскрывает определенно богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Дети абсолютно искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире, поясняет Т.Г. Казакова. Главной линией развития креативности в дошкольном возрасте, является обособление мира фантазии от реальности. Ребенок контролирует свои фантастические построения установленным реалистическим закономерностям, меняя их в соответствии с обстоятельствами, и относиться к ним как к чему-то отдельному от его собственных желаний и действий. С этим тесно связана возможность произвольного и преднамеренного воображения. Ребенок старшего дошкольного возраста может заблаговременно планировать основную идею и замысел своего произведения и целеустремленно реализовывать их.

Значение роли воспитателя в развитии креативности у детей дошкольного возраста неопровержимо. Однако особое внимание следует уделить тем педагогическим условиям, которые влияют на развитие творчества детей дошкольного возраста. Воображение у детей старшего дошкольного возраста становится все более активным, у них формируется способность к креативной деятельности. Творческое начало обнаруживается и в замысле – выборе рисунка, темы игры в отыскивании способов осуществления задуманного, и в том, что дети не имитируют виденное, а с большой непосредственностью и искренностью, не заботясь о слушателях и зрителях, передают свое отношение к изображаемому, свои чувства и мысли. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые обнаруживаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои представления и знания, в искренней передаче своих чувств. Исследования показывают, что существенное условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, наладить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому педагогу дети с удовольствием рассказывают о своих планах, обращаются к нему за помощью и советом. Так, Д.В. Менджерицкая говорит, что такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать данной деятельности нужное направление. Но вторжение взрослого только тогда будет удачным, когда он пользуется у детей достаточным доверием и уважением, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать творчество увлекательнее. Наблюдение за детьми в процессе этого вида деятельности дают воспитателю большой материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку [4].

Чтобы творческая деятельность была воспитывающей и содержательной, надо познакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая нравственный смысл и мотивы человеческой деятельности. Важнейшими факторами, воздействующими на направленность креативности, на расширение и углубление творческих образов, являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (рисунки, картины, иллюстрации).

Эстетические переживания детей постоянно связаны с внешним действием героя произведения. Ребенок не представляет себе образ, предложенный автором, если сам мысленно не принимает участия в жизни героя, не ставит себя на его место, это изъясняется тем, что всякую мысль, чувство ребенок изучает через внешнее действие. Он как бы обращает в реальность киноленту ассоциаций и образов, возникших в его воображении под влиянием картинки, книги. В связи с этим выделяется такая особенность восприятия художественных произведений, как склонность реализовать свою внутреннюю активность в драматизации, в рисовании, а также в самостоятельных играх. Можно сделать вывод, что роль воспитателя и содержание его деятельности в развитии и формировании креативности у детей очень высока. Так же не следует забывать о главном значении взаимосвязи развития креативности у детей и той атмосферы, которая организована в группе дошкольного образовательного учреждения. Создание благоприятной психологической атмосферы имеет существенное значение для развития и формирования творчества ребенка.

Воспитатели обычно говорят, что наилучший способ развивать и воспитывать творчество в детях, – это самому быть креативной личностью. Родители, старающиеся развить в ребенке продуктивность и творчески способности, обязаны дать место креативу и в собственной жизни. Осведомленный родитель, – прежде всего компетентная личность, чье определенное восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку убедительный и прямой пример [3].

Таким образом, психологическими детерминантами развития креативности в старшем дошкольном возрасте являются:

1. Содержание благоприятного психологического климата:

-  доброжелательность со стороны воспитателя, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка,

-  использование личного примера творческого подхода к решению проблем,

-  поощрение высказывания оригинальных идей.

2. Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности:

-  предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов;

-  использование мотиваций и творческих заданий, стимулирующих развитие креативности.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: «Академия», 2002.
  2. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука, 1991.
  3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1985.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №4. – С.18-23.
  5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. – М., 2004. 

 

Об авторе

Алексеева Марина Николаевна – старший преподаватель кафедры специальной педагогики и предметных методик, специалист по учебно-методической работе психолого-педагогического факультета ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексеева Татьяна Ивановна – учитель начальных классов высшей категории, МКОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №4», г. Михайловск; победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель»

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оленникова Мария Викторовна – аспирант, диспетчер учебно-методического управления, ассистент кафедры специальной педагогики и предметных методик ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Ссылка для цитирования

Алексеева М.Н., Алексеева Т.И., Оленникова М.В. Психологические детерминанты развития креативности в старшем дошкольном возрасте. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.