Васильев П.Н.

Васильев П.Н.

ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ ПО ПРОБЛЕМАМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматривается проблема подростковой агрессивности, и предлагаются подходы к его преодолению с использованием психологической практики. Теоретический анализ феноменов «агрессия» и «агрессивности» демонстрирует их связь с психологической безопасностью личности. Предложенная программа работы с подростковой агрессией может использоваться в деятельности школьных психологов.

Ключевые слова:  младшие подростки, агрессия, агрессивное поведение, психологическая безопасность личности, психологическое консультирование. 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Введение

В настоящее время агрессивное поведение подростковзаставляет задуматься над этой проблемой не только родителей и учителей, а так же и психологов. Проблема агрессивногоповедения подростков напрямую связана с такими институтами общества, как семья и начальная школа; и лишь отчасти обуславливается кризисом переходного, подросткового возраста.

В последние годы научный интерес к проблемам агрессивности существенно возрос. Причиной этого является ряд факторов, таких как: ухудшение социальных условий жизни детей; кризис семейного воспитания; невнимание детских учреждений к нервно-психическому состоянию детей; актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением; снижение доходности семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей. Не случайно, наблюдается рост детской агрессии как отражение слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Постепенно на смену агрессии приходят новые, более сложные формы поведения, опосредованные социальными нормами, нравственными представлениями. И только у определенной категории детей агрессия сохраняется и, более того, продолжает развиваться, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. Если агрессивность стала устойчивой личностной чертой, то она отрицательно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах. Окрашенная агрессией деятельность характеризуется неустойчивостью и недифференцированностью самооценки, невозможностью реального прогноза собственной деятельности, неадекватностью целеполагания, неопределенностью представлений о будущем и др. Происходит нарушение механизмов самообеспечения безопасности личности [6]. В итоге значительно снижается положительный потенциал личности, возникает конфликт личности и общества, сужаются возможности полноценной социализации ребенка в обществе, где агрессия осуждается. Поэтому необходимо специальное изучение и поиск наиболее эффективных путей профилактики и коррекции агрессивного поведения младших подростков, исходя из причин, которые его провоцируют.

Теоретическое обоснование

Проблему агрессивного поведения в зарубежной психологии рассматривали такие авторы, как Э. Фромм А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц. В отечественной психологии исследованием данной проблемы занимались такие авторы, как А.А. Реан, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.М. Антонян, Т.М.Трапезниковой, Ю.Б. Можгинским, И.А. Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым и др.

Агрессия (от лат. aggredi нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Под агрессией в самом общем виде понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д. Данные проявления свидетельствуют о нарушении психологической безопасности личности [3]. Это чревато нарушением взаимодействия с окружающей средой и продвижения по пути личностного развития [2].

Агрессивность – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим (А. Басс, 1961). Для определения действия как агрессивного, оно должно включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям (Л. Берковиц, 1981). Зилманн (1979) ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Чешский исследователь В. Стюдент (1983, 1984) рассматривает агрессию как «самостоятельный инстинкт». Особенно интересным является вводимое этим автором понятие «психопатической агрессии», варьирующей от типа личности. Согласно Т.Г. Румянцевой, выделяется индивидуальная и социально-групповая агрессия. Индивидуальная агрессия может совершенствоваться вопреки принятой в обществе системе ценностей и отсюда быть свидетельством социального неблагополучия не общества в целом, а либо самого индивида, либо его непосредственного окружения [9].

В.Г. Леонтьев, А.Н. Жмыриков рассматривали агрессию, как неконструктивную форму адаптации человека к неблагоприятным ситуациям, которая выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии. Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность, напряженность. Такие личностные характеристики снижают уровень психической адаптации, так как у них доминирует эго-защитная направленность. Субъекты с такой направленностью предъявляют гораздо более высокие требования к окружающим людям, чем к себе, всегда оправдывают собственные неудачи вмешательством других людей. Они легко впадают в аффективное состояние даже при решении простых задач.

Многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Н.Д. Левитов выделяет в агрессии следующие компоненты: познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный и волевой компоненты заключаются в ориентировке, которая требует понимания ситуации, выделения объекта для нападения и «идентификации своих «наступательных» средств». Исключительно важен эмоциональный компонент агрессивного состояния, ведь эмоциональная сфера у людей сильно отличается [7].

Агрессивность обладает возрастной вариативности. Поэтому можно рассматривать агрессивность, свойственную, в частности, подростковому возрасту. Этот период создает свои предпосылки для развития агрессивности.

Основным психологическим новообразованием младшего подросткового возраста становится потребность в самоутверждении, поскольку именно в нём заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни уже взрослого ребенка. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.

Происходят кардинальные изменения в мотивационной сфере общения подростков, а именно отношения с родителями, учителями утрачивают свою актуальность, поскольку на первое место ставятся отношения со сверстниками. Общение подростков преобразуется, становится более глубоким и содержательным, в силу расширения сферы интересов, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Подросток уже стремится быть лидером среди сверстников [10].

На данном этапе развития подросток старается решать свои проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи взрослых. Значительную роль в становлении его личности играет окружение сверстников и подростковая субкультура [11]. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Группа дает ребенку возможность получить обратную связь, ощутить чувства комфорта, принадлежности к коллективу, защищенности, а так же в группе ребенок может раскрыть и развить свои возможности. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы и могут развиваться в дальнейшем.

Важно так же отметить, что существуют так же ряд детей, у которых наблюдаются коммуникативные нарушения (шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.), для таких детей группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, такие дети придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. Для подросткового возраста характерен процесс идентификации, с помощью которого ребята стремятся действовать, как значимое для них лицо. С помощью этого процесса они стараются подражать поведению любимых героев. Однако данное поведение способно принять форму экстремального [4], требующего построения особого взаимодействия с происходящей реальностью. В настоящее время различаются различные стратегии поведения в экстремальных ситуациях [5]. Вместе с тем, подростки обладают еще ограниченным опытом выбора из них наиболее адекватных возникающим обстоятельствам. Неспособность адекватно отреагировать на экстремальность рождает возникновение у подростков агрессивного поведения, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. В подростковом возрасте эмоциональный фон у детей нестабилен, это проявляется частой сменой настроения, который может сменяться от жизнерадостного до угрюмого, именно поэтому, сталкиваясь в наши дни с повседневной трансляцией СМИ (фильмы, сериалы), ребята подвержены негативному влиянию, которое прославляет агрессивное начало.

Необходимость оказания консультативной помощи в преодолении подростковой агрессии побудило нас к эмпирическому изучению этого феномена.

Организация исследования

В исследовании участвовало 30 школьников 5-х классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения лицея №15 в г. Пятигорске. В ходе проведения исследования, были использованы следующие методики: Методика диагностики агрессивности Баса-Дарки, Тест школьной тревожности Филипса, Опросник Г.Н. Казанцевой. Эмпирическая часть нашего исследования проводилась с соблюдением требований Хельсинской декларации 1975 года и ее пересмотренного варианта 1996 года.

Эмпирическое исследование различий в агрессивном поведении младших подростков состояло из нескольких этапов. Первый этап заключался в наблюдении, знакомстве, проведении беседы. Второй этап была непосредственно диагностика. Целью проведенного тестирования являлось изучение социальных различий в агрессивном поведении младших школьников. Третий этап обработка и анализ полученных результатов.

Результаты исследования

Для исследования агрессивного поведения была проведена методика определения агрессивности А. Баса и А Дарки. В ходе проведённой методики было выявлено, что индекс агрессивности 10% школьников занимает высшую границу нормы, индекс враждебности выражен у 25% учащихся. У остальных же показатели данных индексов находятся либо в норме, либо ниже нормы. Результаты проведенных расчетов показали, что у всех младших подростков индексы агрессивности и враждебности находятся в пределах нормы. Можно сделать вывод о том, что у младших подростков наиболее выражена склонность к косвенной и вербальной агрессии.

По результатам исследования школьной тревожности Филлипса мы получили следующие результаты: по шкале общая тревожность в школе, высокие результаты были выражены: у 29% школьников, повышенная и низкая тревожность наблюдалась у 16% учащихся и средний показатель тревожности составил 22%. По шкале переживание социального стресса высокие значения получены у 55% учащихся. По шкале фрустрация потребности в достижении успеха – у 62% детей. По шкале страх самовыражения – у 66% учеников. По шкале страх ситуации проверки знаний – у 33% учащихся третьего класса. По шкале страх не соответствовать ожиданиям окружающих – у 35% учащихся. По шкале низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – у 25% детей. По шкале проблемы и страхи в отношениях с учителями – у 51% учащихся.

В ходе проведения методики изучение общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой) были получены следующие результаты: из 30 учащихся высокий уровень самооценки имеют 20% учащихся, средний уровень самооценки – 63% учащихся, и низкий уровень – у 17% испытуемых.

Таким образом, все ответы, которые давали испытуемые, относятся к их жизненному опыту. Благодаря этим ответам, мы можем определить, с какими жизненными ситуациями сталкивается каждый испытуемый и, уже отталкиваясь от полученных данных, мы сможем более точно подойти к проработке проблемы коррекции агрессивного поведения и подобрать наиболее актуальные и действенные упражнения для детей.

Организация консультативной работы

Основными методами снижения агрессивности детей младшего подросткового возраста являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности (игротерапия); творческая деятельность, лепка, рисование (арттерапия), пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов; аутогенная тренировка: упражнения на устойчивость к стрессу.

Арттерапия – одно из направлений психотерапии, основанное на решении психологических проблем личности путем их отыгрывания, подобно тому, как это делают актеры в театре. Арттерапия (лечение творчеством и искусством) – методика, направленная на развитие творческого потенциала, заложенных от рождения способностей и дарований. Метод широко применяется для снятия негативных эмоциональных состояний как у детей, так и у взрослых [1]. Суммируя данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.

Аутогенная тренировка – метод психотерапии, основанный на самовнушении. Разработан немецким психологом И. Шульцем в 30-е года XX века. Его суть составляют приемы, помогающие овладеть навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Умение сознательно контролировать эти ощущения приводит к нормализации основных психофизиологических процессов.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель коррекции состоит не в том, чтобы изменить ребенка, а, напротив, в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценности. Оценивая эффективность игротерапии как формы коррекции развития, следует руководствоваться двумя критериями. Во-первых, выделения тех аспектов и сторон психического развития ребенка, по отношению к которым следует признать положительный эффект игротерапии. Другими словами, следует ответить на вопрос, какие задачи коррекции психического развития могут быть успешно решены в процессе игротерапии. Во-вторых, стабильностью и устойчивостью эффекта игротерапии по отношению к определенным выборкам и времени сохранения эффекта.

Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. Для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать: глубокая степень умственной отсталости ребенка; крайняя степень аутизма; неконтактная форма шизофрении. Для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Такими противопоказаниями являются: ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с братьями и сестрами; явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе; ускоренное сексуальное развитие; крайняя агрессивность; актуальное стрессовое состояние. Во всех случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой.

Для преодоления подростковой агрессии нами была разработана программа. Цель программы – снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков. Количество индивидуальных занятий проводится по необходимости. Количество групповых занятий – 14 занятий 1-2 раза в неделю по 35-40 минут.

В рамках индивидуальной работы с подростками мы опирались на четыре стадии отреагирования гнева по В. Оклендеру:

- предоставлять детям практически приемлемые методы, которые будут способствовать выражению гнева безопасным способом во внешнем плане;

- помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, для побуждения их к тому, чтобы они могли эмоционально отреагировать этот – гнев и ситуацию в целом «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев;

- дать детям возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует сказать. Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе, таким образом, идет проработка чувства гнева [7].

Программа была направлена на решение следующих задач:

- Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений младших школьников;

- Снятие чрезмерного напряжения и тревожности детей;

- Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении детей;

- Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.

- Обучение ауторелаксации.

Программа включает в себя ряд упражнений направленных на развитие у ребёнка коммуникативных навыков, снижению уровня эмоционального напряжения и обучению ребёнка контролю над своими эмоциями, а так же способам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей (таблица 1).

Таблица 1

Основные направления коррекционной работы с подростками

Тема занятия

Содержание занятия

1

Снятие мышечного напряжения

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Свиток правил»; ребятам предлагается придумать правила, которые будут исполняться в группе, во избежание конфликтных ситуаций.
  3. Упражнение «Что в имени моём»; данное упражнение направлено на представление участников группы друг другу.
  4. Упражнение «Не подходи ко мне!»; упражнение направлено на определение индивидуального пространства каждого участника.
  5. Дискуссия: «Наши ожидания – наши опасения»; в ходе дискуссии участники группы делятся своими ожиданиями и опасениями по отношению к занятиям.
  6. Рефлексия.

2

Снятие эмоционального напряжения; Развитие умения говорить о своих негативных переживаниях.

 
  1. Приветствие.
  2. Игра «Граффити» направлена на развитие способности принятия к сведению указаний и мнений окружающих, умения анализировать поступки других людей.
  3. Нарисуй свой страх; каждому ребенку раздается лист А4 и цветные карандаши, после чего предлагается подумать и нарисовать свой самый большой страх.
  4. Упражнение «От чужого имени»; данное упражнение направлено на повышения уровня самооценки участников группы.
  5. Рефлексия.

3

Обучение эффективным способам общения; Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, навыков партнерских отношений, сплочение группы.

 
  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Договоримся»; упражнение направлено на сплочение коллектива.
  3. Игра «Ты мне нравишься за…»; данная игра направлена на развитие хороших, взаимоотношений среди детей, а так же благодаря этой игре у ребят есть возможность развить важный навык – выражение своих эмоций и чувств.
  4. Игра «Комплименты»; упражнение позволяет создать доверительную обстановку и сплотить участников.
  5. Рефлексия.

4

Развитие навыков принятия оценки со стороны, выработка адекватной самооценки.

 
  1. Приветствие;
  2. Упражнение «Построение круга»; данное упражнение направлено на развитие и совершенствование навыков невербального общения. В ходе проведения данной игры есть возможность отследить специфику поведения каждого ребенка и выделить лидеров группы.
  3. Упражнение «Приклеиваем «ярлыки»»; данное упражнение способствует осознаванию и проживанию своих негативных качеств, и найти способы преодоления возможных возникших трудностей.
  4. Рефлексия.

5

Помощь в преодолении негативных переживаний; знакомство с разнообразием чувств.

 
  1. Приветствие;
  2. Упражнение «Листок гнева»; данное упражнение помогает детям проработать их эмоциональное состояние, не причиняя вред окружающим его людям.
  3. Упражнение «Радуга чувств»; упражнение направлено на погружение в мир чувств, у каждого ребенка есть возможность провести аналогию своих чувств с цветами радуги.
  4. Упражнение «Наши чувства – наши поступки»; в сопровождении психолога подросткам предоставляется возможность проанализировать зависимость их поступков от эмоционального состояния, а так же помочь детям в правильном изложении своих чувств.
  5. Дискуссия «Как управлять своими чувствами»; в ходе дискуссии дети осознают необходимость управления чувствами, предлагая различные варианты стратегий поведения.
  6. Рефлексия.

6

Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева

 
  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Обзывалки» (групповая работа); можно использовать названия фруктов, грибов, ме6ели. В заключение игры надо сказать друг другу что-нибудь приятное.
  3. «Спустить пар» (индивид., групповая) Каждый говорит окружающим всё, что ему не нравится. Никто не перебивает.
  4. «Два барана» (Групповая); данное упражнение направлено на снятие невербальной агрессии, детям предлагается возможность правильно выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
  5. «Прошепчи имя!» (данное упражнение можно использовать при групповой работе, а так же в индивидуальной работе с ребенком). Повышает сплоченность группы, а так же способствует раскрытию эмоциональной сферы у ребенка.
  6. «Машины» (данное упражнение можно использовать при групповой работе, а так же в индивидуальной работе с ребенком). Упражнение дает уникальную возможность снятию вербальной и невербальной агрессии, высвобождению энергии и направление этой энергии в сплоченность коллектива.
  7. Рефлексия.

6

 АРТ-терапия по темам

«Прогноз погоды» (выразить своё настроение с помощью рисунка и показать другим «Солнечно», «Штром» и т.д.)

В нашей программе упражнения подобраны таким образом, чтобы помочь участникам группы развить чувство ответственности, самоконтроля, снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, развитие у младших подростков волевых качеств, которые способствовали бы достижению их позитивных желаний и целей, а так же развитию толерантного отношения к окружающим. Так как в подростковом возрасте у детей наблюдается нестабильность эмоционально сферы, упражнения способствуют рефлексии чувств и переживаний подростка, а так же снятию эмоционального напряжения.

Проведение программы коррекции агрессивного поведения позволило разработать ряд рекомендаций по данному направлению работы с подростками.

1. Важно систематически проводить разъяснительные беседы с родителями учеников, которые, характеризуются высокими показателями враждебности, агрессивности, а так же уровня тревожности; предоставлять им всю необходимую информацию, которая может показать происходящие с детьми социально-психологические изменения и стратегии обращения с такими детьми. А так же классному руководителю на родительских собраниях, которые проводятся, как минимум один раз в месяц нужно говорить не только об успеваемости их детей, но и о проблемах взаимодействия и предложить им принять соответствующие меры, которые могут помочь в данной ситуации.

2. Классному руководителю необходимо проводить беседы с учениками, с целью выяснения и уточнения особенностей внутрисемейных отношений, чтобы определить дальнейшую социально-педагогическую работу с младшими школьниками и их родителями.

3. В работе школьного психолога важно проводить индивидуальные беседы с теми учениками, показатели агрессивности и тревожности которых могут свидетельствовать о социальной дезадаптации, с целью попытки коррекции данных личностных качеств, а также провести дополнительное исследование, чтобы определить состояние межличностных отношений в классе, после чего по результатам исследования можно провести групповую психокоррекционную, а так же профилактическую работу.

В заключение статьи отметим, что проблемы подростковой агрессии не уходят сами по себе. Регулярно озвучиваемые в СМИ факты особой жестокости подростков свидетельствуют о том, что проблема эта обладает на сегодня особой актуальностью. В силу этого в работу по ее преодолению должны включиться все – родители, школьные учителя, психологи. Представленные нами результаты исследования могут выступить определенной «опорой», дать ориентиры ее реализации.

Литература

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2004.
  2. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. – Т. 56. – № 1. – С. 238-247.
  3. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. – Т. 68. – № 13. – С. 299-305.
  4. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность: монография. – Пятигорск, 2011.
  5. Краснянская Т.М. Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2005. – Т. 49. – № 5. – С. 207-213.
  6. Краснянская Т.М. Закономерности самообеспечения безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2005. – Т. 53. – № 9. – С. 147.
  7. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии, 2000. – № 6. – С 33.
  8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии. – М., 2005.
  9. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии, 2002. – № 1. – С. 81-88.
  10. Соловьева О.В., Гаврилова К.В. Феноменология лидерства: проблемы генезиса. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 1.04.2013).
  11. Соловьева О.В., Гогуева М.М. Негативное влияние субкультуры на развитие личности подростка // Современная преступность: состояние, проблемы, перспективы противодействия: сборник научных статей в трех томах. Том 2. Нальчик: Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД России, 2009. – 597 с.

 

Об авторе

Васильев Петр Николаевич – студент 5 курса по специальности 030301.65 – Психология (квалификации: «Психолог. Преподаватель психологии») Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Васильев П.Н. Опыт работы психолога с младшими подростками по проблемам агрессивного поведения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.