Покровская Е.М., Смольникова Л.В.

Покровская Е.М., Смольникова Л.В.

ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК159.923.2

English verson:

Аннотация . В статье предложена технология интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность через развитие личностного потенциала. Авторы описывают комплексную программу оптимизации и развития личностного потенциала, способствующую интеграции студентов в региональную инновационную инфраструктуру.

Ключевые слова: личностный потенциал, инновационно-предпринимательская деятельность, программа оптимизации и развития.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В эпоху инновационного развития образовательной системы особенно актуален вопрос о подготовке предпринимателей. С точки зрения авторов успешность профессиональной деятельности определяет развитие личностного потенциала молодых людей.

Решение данной задачи авторы увидели в системном рассмотрении вопросов, связанных с интеграцией студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность и предложили технологию интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность через развитие личностного потенциала. Данная технология заключается в последовательном проведении исследования по этапам постановки проблемы, формулировки задач ее решения, выборе методов использования, проведения эмпирического исследования и поиске позитивных решений. Предлагаем Вашему вниманию результаты исследований, полученные в ходе работы по проекту РГНФ №12-16-70002 «Создание технологии интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность через развитие личностного потенциала» и 10-тилетней деятельности по выявлению особенностей подготовки инновационно-активного специалиста, осуществляемой на базе Томского университета систем управления и радиоэлектроники, студенческого бизнес-инкубатора и Томского колледжа бизнеса.

В ходе работы над созданием технологии интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность через развитие личностного потенциала нами были получены результаты, позволяющие создать комплексную программу оптимизации и развития личностного потенциала, способствующую интеграции студентов в региональную инновационную инфраструктуру [8].

Эти результаты, по признанию специалистов, обеспечивают не только процесс самореализации студентов в профессиональной деятельности, но и способствуют экономическому развитию региона. Внедрение этих результатов в образовательный процесс позволило обеспечить высокую степень самостоятельности и мотивированности в овладении студентом профессиональной деятельностью.

Результаты нашей работы были использованы в преподавании таких учебных курсов, как: психология личности, социальная психология, психологические основы работы с молодежью, педагогическое обеспечение работы с молодежью, психология в производственной деятельности и психология профессионального образования.

Наши исследования основаны на широком применении метода системного анализа, методов социально-психологического исследования, методов математической статистики.

Необходимо отметить, что интеграция студентов в предпринимательскую деятельность и реализация инициативности личности в современных условиях становятся актуальными научно-практическими проблемами высшего образования. Особенностью современного этапа является возрастание роли человеческого фактора, усиление внимания к развитию личностного потенциала молодых людей. Сегодня понятие личностного потенциала становится важным условием в реализации не только интеллектуальных способностей, но и развитии предпринимательской активности.

В условиях модернизации современной образовательной системы перед образованием становятся новые требования к системе подготовки кадров в высшей профессиональной школе. Современное образование выступает ресурсом инновационного развития страны, поэтому формирование инновационно-ориентированной личности, а именно формирование у личности активной жизненной позиции, инновационного потенциала, ресурсов адаптации к меняющимся социокультурным условиям, креативности, автономности, самостоятельности являются приоритетными задачами перед образованием.

Многие исследователи (И.А. Зимняя, А.Н. Новиков, Л.Г. Семушкина, В.И. Байденко, Л.В. Хуторской и др.) отмечают, что происходящие изменения в образовании свидетельствуют о смене образовательной парадигмы на личностно-ориентированную, ведущим компонентом которой являются компетенции. По мнению В.В. Серикова личностно-ориентированное образование рассматривает механизмы личностного существования человека – рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность – как самоцель образования, достижению которой, в конечном счете, подчинены его содержательные и процессуальные компоненты [11]. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что это содержание обретает теперь качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида [11]. Однако в условиях образовательного процесса зачастую особое внимание уделяется лишь формированию профессиональных компетенций, личностные же компетенции находятся за полем внимания. Поэтому существует проблема развития и актуализация личностного потенциала в условиях системы профессионального образования, в которой важным является осознание этого факта и принятие на себя социальной функции проектирования программ, направленных на развитие личностного потенциала и личностно-профессиональных компетенций студентов.

Решению проблем, связанных с развитием личностного потенциала посвящены работы многих российских исследователей: Д.А. Леонтьева, А.Г. Асмолова, В.И. Слободчикова, К.А. Абульхановой, В.А. Сластенина, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина и др. и зарубежных ученых: А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма и др.

Понятие личностный потенциала сравнительно новое в психологии и разрабатывается только последние десять лет. На сегодняшний день существует несколько отдельных исследований феномена личностного потенциала, однако, до сих пор отсутствуют валидные теоретические и практические методы исследования данного понятия. В области педагогической психологии достаточно разработаны и обоснованы вопросы психологического обеспечения подготовки специалистов в разных направлениях. В их основе лежат представления о требованиях профессии к специалисту (профессиограммы, модели, стандарты), они реализуются как путь «сверху», путь обучения, а не самостоятельного овладения студентом профессиональной деятельностью. Проблема заключается в том, что подготовка профессионала основывается на усвоении знаний, конкретных умений, освоении конкретных образцов, личностные же качества развиваются самопроизвольно и уже в самом процессе трудовой деятельности. Как следствие, большинство из выпускников всегда выберут «синицу в руках», предполагая, что «журавля» поймает кто-нибудь другой, поактивнее, попредприимчивее. И на первый взгляд ничего плохого в такой позиции нет, но только она постепенно приводит к тому, что все меньше молодых людей могут и хотят проявлять свою инициативу и заниматься малым и средним бизнесом [12].

Недавно в нескольких вузах России среди студентов был проведен соответствующий опрос. Оказалось, что подавляющее большинство респондентов ориентированы на то, чтобы после окончания учебы получить место в бюджетной организации с небольшим, но стабильным заработком. Но (и это очень важно!) запросы при этом у нашей молодежи высокие: коттеджи, лексусы, отдых за границей. Причина такого выбора в нераскрытом личностном потенциале и отсутствии инновационно-предпринимательского мышления [8, 12].

В большинстве исследований при решении проблем подготовки инновационно-активных специалистов недостаточно внимания уделено комплексному рассмотрению вопросов технолого-методологической подготовки современного предпринимателя. Для выполнения этих задач необходимо применение системного анализа и современных математических методов. Данная работа в определенной мере восполняет этот пробел. Она обобщает теоретические и практические результаты поисковых научно-исследовательских работ по заданиям РГНФ и Администрации Томской области.

Проанализировав множество современных исследований образа современного молодого человека, можно назвать «универсальные» качества, которые выделяют многие авторы: целеустремленность, мобильность, самостоятельность, креативность, коммуникабельность, активность, высокая мотивация достижения успеха, самоактуализация, автономность, компетентность. Учитывая потребность государства в молодежи, ориентированной на инновационно-предпринимательскую деятельность, перед психологической наукой встает задача найти способы оптимизации и развития личностного потенциала в данном направлении. Ориентируясь на данную задачу, сформулированы цели нашего исследования:

    1. Определить содержательные компоненты и специфику их взаимосвязи личностного потенциала субъекта вовлеченного в инновационно-предпринимательскую деятельность.
    2. Совершенствовать процесс овладения студентами знаниями: обеспечение психолого-педагогических условий деятельности, способствующих развитию личностного потенциала; системно-функциональное изучение черт личности студентов с учетом индивидуальных особенностей.
    3. Создать технологии интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность через развитие личностного потенциала.

Достижимость заявленных целей определяется путем решения конкретных задач исследования:

    1. Выявление основных проблем в системе подготовки современного инновационно-активного специалиста.
    2. Анализ концептуальных основ понятия «личностный потенциал».
    3. Анализ структуры личностного потенциала студентов различных специальностей в сравнении со студентами, имеющими опыт инновационной и предпринимательской деятельности.
    4. Представление в графическом и описательном видах интегративной модели психологического исследования личностного потенциала.

Отличительной особенностью работы являются представленные в ней научно-практические результаты:

    1. Графическая модель непрерывного развития педагога-исследователя в системе подготовки инновационно-активных специалистов.
    2. Методический комплекс для оценки личностного потенциала студентов.
    3. Программа оптимизации личностных ресурсов и потенциала, способствующая развитию профессионально-личностных компетенций.
    4. Технология интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность через развитие личностного потенциала, позволяющая разработать рациональный организационный комплекс подготовки инновационно-активных молодых предпринимателей.

На первом этапе теоретических исследований была разработана концептуальная модель развития педагога-исследователя в области современного высшего образования. Результат моделирования – технология оптимизации личностного потенциала.

Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с методологией, поставленной целью, задачами исследования и требованиями валидности, надежности, стандартизации и адаптации методик. Всего в исследовании было задействовано 15 методик и анкета, из них 8 стандартизированных и 7 проективных методов исследования. На заключительном этапе исследования путем экспертного отбора была сформирована выборка из 102 студентов различных специальностей (экспериментальная группа 25 человек, контрольная 77) и отобраны 6 психодиагностических методик.

Исходя из цели данной работы, организованы две исследовательские площадки: ТУСУР, ориентированный на инновационную деятельность в образовательной, научной и производственной сферах, и Томский колледж бизнеса, главной задачей которого является подготовка предпринимателей.

На сегодняшний день на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) создана инновационная образовательная среда, целью которой является обеспечение условий формирования компетенций инновационной деятельности, приобретения личного опыта участия в разработке, распространении и внедрении инноваций, расширение возможностей самообразования, профессионального роста, интеграция научной и деловой активности в области инноваций и предпринимательства. Инновационная образовательная среда, созданная на базе ТУСУР ориентирована на студентов обладающих инновационно-предпринимательской активности, однако она не несет в себе функции развития личностного потенциала, способствующего интеграции студентов в эту образовательную среду. Именно поэтому возникает необходимость разработки и реализации специальных психолого-образовательных программ и технологий, включающих формирование личностных компетенций, ресурсов и потенциала молодых людей, способствующих их самореализации в инновационно-предпринимательской деятельности.

Структура инновационной образовательной среды включает в себя:

    1. Групповое проектное обучение, целью которого является получение опыта работы в команде и проведения исследований и разработок. Работа проектной группы организуется как составная часть процесса подготовки специалистов. Реализация идеи проходит все основные стадии опытно-конструкторской разработки: от технического задания до опытного образца. Индивидуальным учебным планом предусматривается изучение в процессе проектирования некоторых дисциплин, которые необходимы для реализации проекта.
    2. Студенческий бизнес-инкубатор, задачами которого являются:

1)Создание условий для коммерциализации научных разработок студентов, аспирантов и молодых ученых вузов, предоставление дополнительных возможностей студентам и аспирантам для участия в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), направленных на создание продукции и технологий для наукоемкого бизнеса с целью генерации новой волны предпринимателей в области информационных технологий и радиоэлектроники.

2) Привлечение студентов и аспирантов к процессу создания, разработки и реализации наукоемкой продукции или технологий.

3) Обучение студентов, аспирантов и молодых ученых вузов управлению малым инновационным предприятием.

    1. Технологический бизнес-инкубатор, основная задача которого проведение исследований и разработок на мировом уровне и организация мелкосерийного производства высокотехнологичной продукции.
    2. Инвестиционный фонд, который поддерживает студенческие проекты грантами на конкурсной основе.
    3. Офис коммерциализации разработок, который помогает студентам и преподавателям искать подходящие рынки продажи результатов исследований и разработок.
    4. Агентство по защите интеллектуальной собственности, которое помогает провести патентование и лицензирование инновационных разработок.
    5. Кольцо наукоёмких компаний – учебно-научный инновационный комплекс (УНИК). Цель УНИК – развитие бизнеса в наукоемкой сфере и позиционирование достижений томских научных школ на российском и мировом рынках инновационных технологий.
    6. «Тройная спираль», в рамках которой создано приоритетное направлению развития «Инноватика». Модель тройной спирали показывает включение во взаимодействие определённых институтов на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом [7].
    7. Инновационная образовательная среда, созданная на базе ТУСУР ориентирована на студентов обладающих инновационно-предпринимательской активностью, однако она не несет в себе функции развития личностного потенциала, способствующего интеграции студентов в эту образовательную среду. Именно поэтому возникает необходимость разработки и реализации специальных психолого-образовательных программ и технологий, включающих формирование личностных компетенций, ресурсов и потенциала молодых людей, способствующих их самореализации в инновационно-предпринимательской деятельности.

Третий исследовательский этап выявил, что еще одним важным условием является личностная автономия и личностный потенциал. Оптимизация системы взаимодействия личностного потенциала и значимых переменных (профессиональный потенциал личности, личностная и профессиональная компетентность, инновационный потенциал, экономическое поведение) способствует формированию и развитию субъекта инновационно-предпринимательской деятельности. Для понимания формирования и актуализации инновационного потенциала необходимо рассматривать всю личность в целом, учитывая все ее потенции и ресурсы, а также учитывать среду, в которой личность актуализирует свой потенциал.

С этой целью на четвертом этапе проведено конструирование и апробация комплекса активных методов обучения и дана программа оптимизации личностных ресурсов и потенциала [8].

Основной целью программы оптимизации субъектов, ориентированных на инновационно-предпринимательскую деятельность является создание условий для реализации их потенциальных возможностей в процессе деятельности, а также профессионального и личностного роста. В ходе реализации программы были решены следующие задачи:

    1. Обеспечение активного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса.
    2. Актуализация профессионально-личностного потенциала и компетенций.
    3. Формирование метапрофессиональных образований: обобщение знаний, умений, навыков, действий, компетенций.

Разработка программы оптимизации потенциальных возможностей личности осуществлялась в соответствии со следующими этапами:

  1. Теоретико-методологическое исследование содержательных особенностей личности субъекта инновационно-предпринимательской деятельности.
  2. Подготовка и проведение исследовательско-диагностических процедур социально-психологического анализа структурных компонентов профессионально-личностного потенциала субъекта инновационно-предпринимательской деятельности.
  3. Конструирование и апробация комплекса активных методов обучения, направленного на оптимизацию профессионально-личностного потенциала, способствующего интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность.

Разработанная программа способствует развитию профессионально-личностных компетенций и включает пояснительную записку, описание обучающих модулей и тренинговых занятий. Программа оптимизации потенциальных возможностей личности содержит в себе 4 модуля:

Первый модуль «Знакомство». Задачей первого «вспомогательного» модуля программы является подготовка членов группы к психологической работе.

Второй модуль «Актуализация скрытых ресурсов личности». Данный модуль содержит в себе комплекс упражнений и методов, направленных на оптимизацию тех личностных потенций и ресурсов, которые способствуют самореализации студентов в инновационно-предпринимательской деятельности и в актуализации, которых они испытывают проблемы. Задача второго модуля развить и оптимизировать такие компоненты личностного потенциала как: креативность, гибкость поведения, ответственность, самостоятельность, умение принимать решения, мотивация успеха, самопринятие, коммуникативная компетентность, преодоление конфликтных ситуаций, эмоциональная стабильность и т.п. Отбор психологических упражнений и методов основывался на теоретическом и эмпирическом анализе личностного потенциала субъектов инновационно-предпринимательской деятельности.

Третий модуль «Моделирование профессионального пространства». В состав данного модуля вошли как дискуссионные так и игровые методы. Основная функция модуля«тренировочная», то есть участники программы (студенты) путем вхождения в различные ситуации и проигрывания различных ролей «учатся на практике» использовать те качества, которые были уже актуализированы при реализации второго модуля. Программа включает в себя как авторские разработки, так и уже существующие в психологической науке [1, 3, 4, 9].

Четвертый модуль «Информационно-аналитический». Основными задачами четвертого модуля является подведение итогов работы группы и проведение информационного семинара, с целью знакомства участников с условиями и способами вхождения в инновационно-предпринимательскую среду. Рекомендуется на информационный семинар пригласить специалистов инновационно-предпринимательской сферы (руководителей программ поддержки молодых предпринимателей, сотрудников бизнес инкубаторов, реальных молодых предпринимателей и т.п.).

По результатам проведенного исследования можно подвести следующие итоги:

- Личностный потенциал как интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности является одним из основных условий формирования активного субъекта инновационно-предпринимательской деятельности.

- Личностная автономия связана с психологической компетенцией, так как способствует действовать в гармонии со своим интегрированным «Я» и выражает стремление быть эффективным, справляться с задачами оптимального уровня трудности, откликаясь на вызовы, предъявляемые окружающей индивида средой, то есть стремление быть компетентным.

- Личностная автономия и креативность образуют систему содержательных индивидуально-психологических особенностей личностного потенциала, таким образом, оптимизация этих компонентов будет способствовать развитию всего потенциала в целом.

- Креативность является не только системообразующим компонентом личностного потенциала, но и способом его актуализации (тренинг креативности), а так же одним из условий формирования инновационности.

- При развитии и оптимизации личностного потенциала, способствующего вхождению в инновационно-предпринимательскую деятельность необходимо учитывать следующие: наличие информационных барьеров, препятствующих вхождению в данный вид деятельности, уделить внимание развитию эмоционального потенциала, т.к. субъекты инновационно-предпринимательской деятельности подвержены стрессогенным факторам, учитывать содержательные особенности психологического потенциала.

Литература

  1. Голви У.Т. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. – 252с.
  2. Десятова Е.Ю., Сартакова, Е.М., Шахматова О.Н. Социально-личностные компетенции студентом технических вузов: формирование и развитие // Образование и наука, 2008. – № 7 (55). – С. 22-29.
  3. Зарукина Е.В. Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59с.
  4. Кабрин В.И. Мозговой штурм как метод формирования креативной основы формирования толерантных отношений. Томск: ТГУ, 2003. 28с.
  5. Корнеева Е.Н. Активные методы социально-психологического обучения. Учебное пособие. Ярославль: ЯГПИ, 2009. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://ej.kubagro.ru/2012//01/pdf/36.pdf.
  6. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: АлтГУ, 2004. – Ч. 2. – 232с.
  7. Официальный информационный портал ТУСУР. URL: http://www.tusur.ru/ru/innovation/.
  8. Покровская Е.М., Смольникова Л.В., Ларионова А.В. Системная интеграция студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. – 200 с.
  9. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой Н.Ю. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
  10. Сербиновская Н.В., Сербиновский Б.Ю. Психологические инструменты и организационные проблемы коучинга в реализации стратегии «Образование в течение всей жизни» // Научный журнал КубГАУ. Краснодар: КубГАУ, 2012. №75(01). [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://ej.kubagro.ru/2012//01/pdf/36.pdf .
  11. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999. – 272с.
  12. Смольникова Л.В. Только вперед! Томск: Радиолектроник, 2013. – №4. – С. 10-11.

Об авторе

Покровская Елена Михайловна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Смольникова Лариса Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Покровская Е.М., Смольникова Л.В. Программа оптимизации потенциальных возможности личности ориентированной на инновационно-предпринимательскую деятельность.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 1.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.