Логвинова М.И., Логвинова Т.И., Дроздов С.В.

Логвинова М.И., Логвинова Т.И., Дроздов С.В.

ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ПСИХОЛОГИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

УДК 159.923  

English verson:

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ проект 13-16-46002а/р

 

Аннотация. В статье анализируются различные подходы к определению понятия молодежная субкультура, а также выделяются ее основные признаки. Кроме этого приводится типология современных субкультур и дается характеристика психологических особенностей доминирующих молодежных субкультур.

Ключевые слова: молодежная субкультура,скинхеды, готы, футбольные фанаты, геймеры, аниме.

В настоящее время не существует единого общепринятого определения понятия субкультуры, в разных источниках оно трактуется по-разному. Рассмотрим некоторые определения.

 

Об авторе

 

Ссылка для цитирования

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются [22].

С другой стороны, субкультура – свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.

С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её [20].

В нашей стране возникновение субкультур произошло позднее, чем на Западе. Нельзя сказать, что в СССР существовали крупные субкультуры в современном их понимании. В целом же, если сделать некоторое допущение, то отметим, что в СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала.

В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности [23].

Но период расцвета субкультур в современном понимании пришелся на последнее двадцатилетие: благодаря тем социальным, политическим и экономическим условиям, в которых оказались россияне в течение последних двадцати лет. Увы, ломать – не строить. Безжалостно поломав и обесценив то, что было, и, не предложив ничего нового взамен, государство поставило современную молодежь в условия вакуума – образовательного, духовного, мотивационного. Человек не может жить в пустоте, он должен обязательно «прислониться» к чему-либо, иметь опору, «почву под ногами», отражать в себе мир и самому отражаться в мире. Современная молодежь пошла в этом смысле «по пути наименьшего сопротивления» – она стала объединяться в достаточно мощные движения, основанные на суррогатных, при этом часто социально индифферентных псевдоценностях, создающих иллюзию полноценной духовной жизни [25].

 Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Отчасти важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере, на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным – как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий (например, к такому пути по мотивам вполне практическим склонны исследователи НИЦ «Регион» Ульяновского госуниверситета, руководимого Е.Л. Омельченко; внимание к субкультурам молодежи на региональном уровне проявляют исследователи Санкт-Петербурга). Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации [21].

Социально-психологические аспекты проблемы субкультуры молодежных лидеров из профильных молодежных центрах исследовались курскими психологами С.В. Сарычевым, С.Г. Елизаровым, И.Н. Логвиновым и др. [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16].

При этом ответы на вопрос, влияют ли субкультуры на формирование духовности человека и если влияют, то в каком направлении, до сих пор не получены.

Под духовностью мы понимаем высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности [3].

Духовность – это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:

1) идеальная потребность познания;

2) социальная потребность жить и действовать «для других».

Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, а вторая – под душевностью. С категорией духовности соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ [17].

На наш взгляд, принадлежность к определенной субкультуре определяет некоторую специфику мировоззрения человека, его мироощущение, а следовательно, сказывается и на его духовно-нравственных качествах.

Субкультура, как культура части населения, делится по нескольким категориям: по возрасту, по этнической принадлежности, по расе и даже по полу. Этот список можно продолжать. То сообщество, которое привержено к определенной субкультуре, старается выделиться из общей массы человечества, тем самым, демонстрируя свое единство. Обычно приверженцы субкультуры выделяются своей одеждой и поведением, выбирая для себя определенный стиль, или устанавливая свои символы, которые трактуют в определенном смысле, чаще всего противоречащие общей культуре. Теоретики от культуры стараются изучить и понять эту символику, и сравнить ее с символами массовой культуры [18].

Таким образом, изучение субкультур обычно понимается под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру [22].

Как часто бывает, в движение субкультуры всегда вмешивается бизнес. Продавать определенный товар с символикой субкультуры с недавнего времени стало популярным и очень востребованным. Поэтому внедрение субкультуры в массы через торговлю убивает ее, как субкультуру. Она становится постепенно доминирующей в жизни большой массы народа. Но это дает приверженцам субкультуры искать новые стили, новые символы и тому подобное для развития нового направления в движении субкультуры [18].

Однако не все субкультуры своей отличительной чертой считают внешний вид. Очень многие современные течение делают особый акцент на моральных или политических убеждений, которые широкой публике уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и так далее.

Стоит отметить, что некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации [23].

Не случайно мы говорим именно о молодежных субкультурах, так как, согласно ряду исследований, в большинстве своем люди вступают в субкультуры в подростковом возрасте. Отечественный психолог Л.В. Шабанов объясняет это тем, что подросток располагается посередине между детством и взрослостью, что и эта промежуточность положения определяет многие свойства его психологии, включая и самосознание. Начиная с 12-13 лет, подросток позиционирует себя как взрослый. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным [25].

При этом в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Отсюда и возникает стремление к субкультуре как возможности проявления своей самостоятельности, независимости и индивидуальности [25].

Чтобы понять, каким духовным потенциалом обладает та или иная субкультура, нужно постараться разобраться в ее особенностях ее философии, стиля жизни, символики.

 Классифицируют субкультуры по-разному. Например, можно выделить следующие группы:

1. Музыкальные (готы, панки, эмо, металлисты, реперы …).

2. Другие культурные (исторические реконструкторы, толкиенисты, фурри…).

3. Имиджевые (кибер-готы, моды, нудисты, стиляги, тедди-бои...).

4. Политические и мировоззренческие (скинхеды, битники, хиппи, неформалы…).

5. Спортивные фанаты (футбольные фанаты…)

6. По хобби (байкеры, райтеры, трейсеры…) [21].

Судя даже по названию, можно сделать вывод, что многие виды субкультур заимствованы из-за рубежа, поэтому они, даже перенесенные на нашу почву несут след заграничности, чужеродности. Одним из духовных проявлений человека является патриотизм. На наш взгляд, только ограниченное количество субкультур могло бы развивать патриотизм в ее носителях, например, исторические реконструкторы (если реконструируются эпизоды отечественной истории), футбольные фанаты (если болеют за российские клубы).

Рассмотрим подробнее взгляды некоторых субкультур, чтобы понять, обладают ли они потенциалом для развития духовности их представителей.

Скинхеды. Российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.) близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны.

Название произошло от англ. «скин хэд» – бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов.

Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология – подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. В основе идеологии – идеи национал-социализма и антисемитизма. Ненавидят гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи. К металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им. Байкеров побаиваются. Средний возраст скинов 17-18 лет [22].

 На наш взгляд, данная субкультура не будет способствовать развитию духовно-нравственных чувств, а скорее наоборот, сформирует неправильное мировоззрение, несущее опасность для общества. В этой субкультуре положительная черта – любовь к стране чрезвычайно акцентуируется и обращается против граждан этой же самой страны.

Готы. В основном готы эстеты, любители красивой одежды, задушевных бесед. Правда, одежда в основном черная, а беседы о смерти. Их культура в недолговечности жизни. Они увлекаются мистическими практиками и эзотерикой, разговорами с духами. Их еще называют: эстеты-декаденты. Часто пользуются макияжем – черный лак для ногтей, много белой пудры на лице, подчеркнутые черным глаза. Обувь предпочитают или классическую, или же вычурно-эффектную (высокие шпильки, платформы). В последнее время среди готов стало модно носить анк (анкх), египетский символ. Среди странных привычек – прогулки на кладбищах, встречи в полнолуние в местах мистического значения.

Трудно выделить связь между приверженностью к готической субкультуре и духовности, так как в ее философии отдельным образом этот вопрос не рассматривается. Готы равнодушно и даже заинтересованно относятся к жестокости, любят наблюдать сцены насилия. Отметим только, что два основных принципа готов – абсолютный индивидуализм и необычная романтика (умирай улыбаясь). Их девиз: «Жить сейчас и здесь и, чтобы это стоило того» сочетается с крайней направленностью на себя и неприятием коллективного начала.

Геймеры.В эту субкультуру входят люди, увлеченные компьютерами. Субкультура геймеров – пожалуй, самая большая из существующих и самая незаметная субкультура в мире. Но те, кто к ней принадлежит, порой даже не осознают этого. Отличить их по внешнему виду от других практически невозможно, а и их пристрастие к игре можно определить разве, из-за бледной кожи потому, что они редко бывают на солнце и синяки под глазами, потому что геймеры нередко недосыпают. Но такое можно сказать почти про каждого и считать, что эти признаки есть только у геймеров нельзя.

Виртуальный мир игры настолько увлекателен, что многие игроки, погрузившись в него, не замечают течения времени, частенько забывают поесть и нередко недосыпают. Поэтому многие геймеры выглядят достаточно болезненно. Но что более опасно, так это то, что игровой мир может стать заманчивой альтернативой миру реальному. Так и случается, что многие дети и подростки уходят от своих мирских проблем в виртуальный мир, где, даже совершив ошибку, можно всегда загрузить сохранение и начать все сначала. Игровой мир так глубоко проникает в сознание геймеров, что они даже в повседневной жизни говорят на своем жаргоне, а их шутки понятны только их собратьям [22].

Основной интерес в жизни этих людей составляет прохождение очередных компьютерных игр, поэтому их часто причисляют к антисоциальным личностям. Им зачастую не хватает времени посмотреть дальше монитора и подумать над своим будущим, не говоря уже о будущем своей страны.

Эта субкультура также не несет выраженной духовной направленности.

Футбольные фанаты.Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты (столкновение фанатов с полицией) если и возникают, то, как правило, не по инициативе футбольных фанатов. Хотя околофутбольное безумие охватило уже большинство крупных городов России, центром остается Москва. С точки зрения социологов, привыкших объяснять антиобщественное поведение низким уровнем жизни и отсутствием образования, складывается абсурдная ситуация: молодежь лютует в самом экономически благополучном и культурно развитом регионе страны. Удивляет и состав участников бесчинств: как правило, это студенты престижных вузов, дети из благополучных и обеспеченных семей. Следование «хулиганской моде» в стиле одежды требует немалых финансовых средств, а посещение как домашних, так и выездных матчей команд – большого количества свободного времени, которое есть только у студентов [24].

Существует несколько критериев отнесения болельщика к числу фанатов. Это активное посещение домашних матчей команды, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов.

Как мы отмечали выше, на наш взгляд, данная субкультура несет определенный потенциал в воспитании коллективизма, патриотических чувств, но его значительно снижает борьба между болельщиками разных команд даже в пределах только нашей страны, которая нередко принимает силовой характер (например, противостояние фанатов ЦСКА и Спартака).

Субкультура аниме́ в России – совокупность россиян, увлечённых японской анимацией (аниме). Выраженные представители этой субкультуры (анимешники) отличаются системой ценностей, языком, манерой поведения, внешним видом.

В общении представители аниме-движения используют псевдонимы (обычно это имена героев аниме и манга), а в Интернете – отличительные «азиатские» горизонтальные смайлы [19].

Анимешники устаивают фестивали, которые проходят во многих городах, например, Курске, Воронеже, Самаре и других городах.

Любители аниме стараются в жизни воплотить то, что видели на экране. В основном, это люди творческие. Способы воссоздания аниме в жизни на первый взгляд очень просты, но представители этой субкультуры относятся к творческому процессу очень бережно. В число этих способов входит рисование, сочинение текстов и косплей. Рисование исполняется в японском стиле манга, часто эти картинки выполнены в черно-белой графике простым карандашом [1].

Что касается духовного потенциала данной субкультуры, то заметим, что у анимешников полностью отсутствует какая-либо идеология, зато хорошо представлен характерный слэнг. Подчеркнем, что отношение к аниме противоречиво: одни считают японские мультики бездушными, также критиков смущают такие их неотъемлемые составляющие как агрессия и эротика; глубокое внедрение в чужеродную культуру, когда игнорируется собственная. Другие авторы находят, что аниме содержит богатый моральный контекст, позволяет проводить досуг в соответствии со своими интересами.

Проанализировав ряд субкультур, можно сделать вывод: ни одна из них не имеет четко прослеживаемой линии в формировании духовности, что было свойственно в свое время пионерской и комсомольской организации.

Когда молодежь не знает, куда направить энергию, она направляет ее на разрушение. Наша страна не знала такого явления, как бессмысленный молодежный бунт, только потому, что весь ХХ век направляла новые поколения то на великую войну, то на великую стройку. Сейчас выросло поколение, не охваченное заботой государства. Мы не имеем той национальной идеи, которая смогла бы нас объединить. Мы не имеем той стратегии воспитания, которая смогла бы отвлечь внимание молодежи от субкультуры, от формируемого ею эгоцентризма, индивидуализма, иногда – агрессивности и оторванности от реальности.

Представители отдельных субкультур имеют различия в мировоззрении, взглядах, интересах. Ценности личности – одно из проявлений ее духовности.

В контексте изучаемой проблемы следует рассмотреть понятия «ценности» и «ценностные ориентации». Как пишет Н.А. Журавлева, ценности понимаются как значимые для личности (т.е. необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности [2].

В зависимости от преобладания в сознании и поведении лич­ности определенного типа жизненных ориентаций и стремлений ценности подразделяются на матери­альные и духовные (нематериальные).

Доминирующая в обществе система ценностей формируется под влиянием духовной (или общественно-психологической) атмосферы. Поэтому, на наш взгляд, иерархия ценностных ориентаций молодежи, относящей себя к той или иной субкультуре, тоже отличается.

Обобщение теоретических и эмпирических данных позволяет констатировать, что, во-первых, в настоящее время не существует единого определения понятия субкультура, во-вторых, в современном российском обществе присутствует весь спектр молодежных субкультур, в-третьих, в современной психологии активно исследуются различные аспекты молодежных субкультур.

 

Литература

  1. Аниме. – Режим доступа: http://www.sub-culture.ru/anime.php lfnf(дата обращения: 15.01.2014).
  2. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений. Ценностный подход. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
  3. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский . – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.
  4. Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета,2013. – № 1 (25). – С. 257-263.
  5. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. – № 4. – С. 221-227.
  6. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2012. – № 2. – С. 280-288.
  7. Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012. – № 28. – С. 1274-1279.
  8. Логвинов И.Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2011. – № 24. – С. 966-971.
  9. Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. Т. 90. № 90-90 (10). – С. 1025-1035.
  10. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012. – № 28. – С. 1280-1286.
  11. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерная структура парциального и абсолютного лидерства в молодежных группах // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования, 2011. – № 3. – С. 101-109.
  12. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2013. – № 1. – С. 75-78.
  13. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. – № 3-1. – С. 178-186.
  14. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов курской области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2011. – № 24. – С. 972-978.
  15. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. – № 18. – С. 211-216.
  16. Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Логвинова М.И., Логвинова Т.И. Структура ценностных ориентиров молодежной субкультуры «геймеров» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2013. – № 3-1 (27). – С. 262-269.
  17. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – М.: АСТ, Харвест, 1998.
  18. Современные субкультуры. – Режим доступа: http://www.pobegporusski.ru (дата обращения: 6.02.2014).
  19. Субкультура аниме в России. – Режим доступа: http://www.memoid.ru/node/Subkul'tura_anime_v_Rossii#cite_note.D0.BA.D1.83.D1.80.D1.81.D0.BA-25 (дата обращения: 10.02.2014).
  20. Субкультура геймеров. – Режим доступа: http://civs.ru/blog/society/112.html (дата обращения: 11.01.2014).
  21. Субкультуры и молодёжь. – Режим доступа: http://tambov.ucoz.com/news/molodjozh_i_subkultury/ (дата обращения: 23.01.2014).
  22. Субкультуры среди молодёжи. – Режим доступа: www.sub-culture.ru (дата обращения: 12.02.2014).
  23. Субкультуры. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru (дата обращения: 15.01.2014).
  24. Феномен футбольных фанатов в России. – Режим доступа: http://spo.1september.ru/2006/20/7.htm (дата обращения: 15.01.14).
  25. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск: Томский государственный университет, 2005. 

 

Об авторе

 

Логвинова Татьяна Игоревна – студентка 3 курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Логвинова Маргарита Игоревна – студентка 3 курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дроздов Сергей Владимирович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Логвинова М.И., Логвинова Т.И., Дроздов С.В.  Феномен молодёжной субкультуры в психологии: теоретический аспект. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 1.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

 Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.