Габрелян Э.Ю.

Габрелян Э.Ю.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕВУШЕК

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивов спортивной деятельности девушек, занимающихся в сборной по футболу в сопоставлении с их психотипами. Показано, что личностно-типологические особенности спортсменов влияют на доминирующий тип мотивации их спортивной деятельности.

Ключевые слова: мотив, спортивная психология, психотипологические особенности, мотивационная сфера личности.

 

Об авторе

 

Ссылка для цитирования

 

Главным действующим лицом в спорте является спортсмен и тренеру не безразлично, что же движет спортсменом в его спортивном совершенствовании, как активизировать этот «двигатель» – запускать его действие? Не зная особенностей потребностно-мотивационной сферы личности спортсмена, трудно готовить его к соревнованиям, формировать у него устойчивую, сильно действующую мотивацию. Тренер, вооруженный информацией об особенностях мотивации своего ученика, выступает как тонкий творец и истинный создатель спортивного результата.

Мотивация человека является составной частью его характера, она формируются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Источниками мотивации могут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении с друзьями, особенности и склонность двигательной задачи. Мотивация в спорте зависит как от внутренних причин (темперамент, черты характера), так и внешних (влияние родителей, педагогов, тренеров). Внедрение новых организационно-методических приемов физического воспитания, наличие необходимых современных сооружений, использование и модернизация технических средств создают положительный фон формирования стойких интересов (мотиваций) к спортивным знаниям.

По признанию многих спортивных психологов, мотивационная сфера спортсмена – это стержень, ядро его личности, совокупность внутренних побудительных сил к действию.

В проведенном нами исследовании приняли участие 15 девушек – студентки Факультета Физической Культуры и спорта СКФУ, члены женской сборной команды по футболу г. Ставрополя в возрасте 20-21 года. Испытуемым было приложено три методики: Патохарактерологический Диагностический опросник Е.А. Личко, «Мотивы спортивной деятельности» А.В. Шаболтас, «Изучение мотивов занятия спортом» Н.В. Тропинкова.        Из пятнадцати человек, участвовавших в данном исследовании, с помощью  Патохарактерологического Диагностического опросника Е.А. Личко было выявлено следующее процентное соотношение четырёх основных психотипов: 20% – эпилептоидов, 26,6% – шизоидов, 26,6% – истероидов, 26,6% – циклоидов. 

Испытуемым шизоидного психотипа свойственны следующие личностно-характерологические особенности: слабая  интенсивность  эмоциональных переживаний, эмоциональная уравновешенность, достигающая степени эмоциональной «прохладности», рациональность, прагматизм. Физические, моторные и пантомимические особенности поведения шизоидов отличаются достаточной пластичностью и гармоничностью, хотя достаточно часто случаются и некоторые антропометрические диспропорции. Представители этого типа  награждены от природы способностями к точным наукам, к абстрактному, интеллектуальному постижению мира и на этом поприще достигают заметных успехов. Они обладают достаточно высоким жизненным тонусом и соответственно высокой работоспособностью, ответственностью, чувством долга.

Испытуемые эпилептоидного психотипа:  испытуемым данного психотипа свойственны следующие личностно-характерологические особенности: высокий жизненный тонус, подвижность нервных процессов, высокая работоспособность, хорошие физические данные, выносливость, низкий уровень  утомляемости. В большинстве своем они целеустремленны, педантичны, аккуратны, добросовестны и даже скрупулезны в выполнении заданий. Честолюбие сочетается у них со склонностью незаметно, но прочно подчинять себе окружающих. На пути к достижению цели в ситуации длительного эмоционального напряжения, когда нарушаются намеченные сроки реализации выполнения тех или иных задач, эпилептотимики также могут дать кратковременную эмоциональную реакцию раздражения, вплоть до ярости и  острой агрессии.

Испытуемым циклоидного психотипа свойственны следующие личностно-характерологические особенности: принципиальность и жизнерадостность, честность и требовательность, строгость и чуткость, решительность и настойчивость, общительность и сдержанность, отсутствие эгоизма, эмоциональная теплота, высокий жизненный тонус, большая работоспособность, неутомимость, получение удовлетворения от сделанной работы.

Испытуемыем истероидного психотипа свойственны следующие личностно-характерологические особенности: средний уровень жизненного тонуса, хорошая способность к имитации. Для них характерно поверхностное восприятие мира, но эмоциональное и яркое, искренняя иллюзорная убежденность, что они всегда смогут легко достичь привилегированного положения за счет своих способностей, преобладание стремления произвести впечатление загадочного человека, а также стремления «купаться» в лучах славы, стремление казаться больше, чем есть на самом деле.

С помощью методики «Мотивы спортивной деятельности» А.В. Шаболтас были поучены результаты, отражающие доминирующий мотив спортивной деятельности по каждому психотипу.

У группы испытуемых шизоидного психотипа не выявилось чётко доминирующего мотива спортивной деятельности: 25% – мотив достижения успеха, 25% – гражданско-патриотический мотив, 25% – социально-моральный мотив, 25% – мотив физического самоутверждения.

У группы испытуемых истероидного психотипа был получен доминирующий мотив социального самоутверждения. Это свидетельствует о том, что в спорте ими движет стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятие спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются ими с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми.

У группы испытуемых циклоидного психотипа было получено следующее соотношение мотивов: 75% – мотив физического самоутверждения, 25% – мотив достижения успеха в спорте. То есть доминирует стремление улучшения личных спортивных результатов.

У лиц эпилептоидного психотипа было получено абсолютное (100%) доминирование мотива эмоционального удовольствия. Это говорит о том, что ими в спорте движет стремление, отражающее радость движения и физических усилий.

С помощью методики Н.В. Тропинкова «Изучение мотивов занятия спортом» мы выявили ведущую причину занятием спортом по каждому их 4-х психотипов.

У шизоидов на 50% причиной послужила предстоящая встреча со знаменитыми спортсменами и на 50% заниматься спортом они стали по приглашению тренера.

У эпилептоидов причиной занятия спортом послужило на 66,6% наличие свободного времени, на 33,3% –  по приглашению тренера.

У представителей циклоидного психотипа причиной является «посещение соревнований по выбранному ими виду спорта» (100%).

У группы испытуемых истероидного психотипа причиной послужил просмотр фильма, телепередачи по этому виду спорта (100%).

На основе полученных данных можно сказать, что личностно-типологические особенности спортсменов влияют на доминирующий тип мотивации их спортивной деятельности. То есть особенности, присущие каждому психотипу, оказывают влияние на доминирование того или иного мотива в общей структуре мотивов занятия спортом.

 

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
  2. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000. –  272 с.

Об авторе

Габрелян Элина Юрьевна – студентка 5 курса специальности «Клиническая психология» ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Габрелян Э.Ю. Исследование мотивов спортивной деятельности у девушек[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 1.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.