ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В. (г. Ставрополь)

МОРАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье раскрывается сущность феномена морального самосознания студентов, интерпретируемого как одно из важнейших условий психологического здоровья в современных условиях образования. Моральное самосознание рассматривается как интегративное личностное образование, проявляющееся в осознанном отношении человека к самому себе, в оценке и регуляции им своего морального облика, развивающееся на основе соотнесения с нравственными требованиями и ценностями социума по мере осознания ответственности и роста социальной зрелости

Ключевые слова: моральное самосознание, психологическое здоровье, студент, современное образование.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В современных социально-политических, экономических и культурных условиях развития российского общества наблюдается затянувшийся духовно-нравственный кризис. Он проявляется в изменении традиционных нравственных норм и правил морали, в снижении устойчивости нравственных убеждений и отношений, в пересмотре основополагающих ценностей, норм, традиций и обычаев. Этот кризис затрагивает все слои общества, особенно негативно отражается на молодежи и подрастающем поколении, поскольку именно в молодом возрасте происходит активное осмысление чувств, морального облика, идеалов, мотивов поведения, собственных действий и их результатов. На этой основе выстраивается система личностно значимых ценностей взрослеющего человека и его успешная интеграция в общество.

Проблеме изучения морального самосознания посвящены труды многих зарубежных от отечественных психологов (Колберг Л., Антилогова Л.Н., Братусь Б.С., Дмитриев А.В., Дробницкий О.Г., Лисовский В.Г., Ольшевская Э.Н., Токарева В.А. Хвостов А.А., Чеснокова И.И. и др.). В этих работах содержатся различные подходы к определению морального самосознания, к обоснованию его структуры, к характеристике стадий и особенностей развития в разные периоды жизни.

Исходя из детального анализа литературы, мы предлагаем понимать моральное самосознание как интегративное личностное образование, проявляющееся в осознанном отношении человека к самому себе, в оценке и регуляции им своего морального облика, развивающееся на основе соотнесения с нравственными требованиями и ценностями социума по мере осознания ответственности и роста социальной зрелости [3].

Моральное самосознание выступает регулятором поведения человека в различных сферах общественной жизни и подсистемой ценностных ориентаций личности. В широком понимании моральное самосознание охватывает нравственные чувства и взгляды, жизненные принципы и ориентации, мотивы, а также цели поступков личности.

Моральное самосознание предполагает анализ и осмысление выбора человека. Оно проявляется в ответственности за свои решения и действия, которые затрагивают не только личные интересы, но и интересы других людей. Моральное самосознание устанавливает границы между добром и злом, бесчестием и честью, жестокостью и милосердием.

Моральное самосознание часто отождествляется с нравственным самосознанием, которое отражает внутренние установки индивида, его внутреннюю сущность. Высокое нравственное самосознание говорит о степени духовного развития человека и является характеристикой здоровой личности, пронизывающей всю жизнедеятельность человека.

Психологическое здоровье личности проявляется в полноте и богатстве ее душевного мира, в желании развивать свой личностный потенциал через самоактуализацию и в стремлении к гуманистическим ценностям – принятие других, желание улучшать человечество (А. Маслоу).

Научная категория «психологическое здоровье» была введена и наиболее детально разработана И.В. Дубровиной (1991). Главная характеристика психологического здоровья может быть выражена следующим образом: это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, между человеком и обществом, а также возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [1].

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается многими исследователями (В.А. Ананьев, Б.С. Братусь, И.Н. Гурвич, Н.Г. Гаранян, В.Э. Пахальян, Г.С. Никифоров, А.М. Степанов, А.Б. Холмогорова, О.В. Хухлаева и др.). Психологическое здоровье определяется авторами как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и деятельности. Широко распространено понимания психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В. Хухлаева, Г.С. Никифоров, и др.). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими.

По мнению большинства авторов, психологическое здоровье – это прижизненное образование, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.

Забота о психологическом здоровье означает внимание к внутреннему миру человека: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Психологически здоровый человек – это сопереживающий, откликающийся и щедрый душой человек, который готов прийти на помощь и способен проявить себя по отношению к другому с позиции толерантности.

В современных условиях одним из средств воспитания нравственных взаимоотношений и формирования высокой степени гуманности студенческой молодежи является активное внедрение инклюзивного образования в вузе. Образовательная инклюзия основана на гуманистических принципах относительно людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Гуманистический подход считает главной ценностью человека. Это подход к человеку с позиций его высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. Главными гуманистическими принципами являются: принятие себя и других людей такими, какие они есть; способность к глубокому пониманию жизни; открытое и честное поведение во всех ситуациях; способность брать на себя ответственность и не уходить от нее. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает все необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В числе принципов инклюзивного образования следующие: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге и др. Здесь решается вопрос о глубинном понимании прав и свобод каждого человека независимо от его способностей и возможностей [2]. Дети с ограниченными возможностями здоровья также, как и обычные дети хотят радоваться, любить, дружить, общаться, побеждать, делать открытия, также хотят жить. Это важно донести до сознания всех людей и прежде всего детей, не имеющих ограниченных возможностей здоровья.

Расширяя практику инклюзивного образования, мы способствуем гуманизации подрастающего поколения, расширению и обогащению его морального самосознания.

Одним из важнейших этапов формирования морального самосознания личности является период студенчества. Он определяет содержание жизненных целей и способов их достижения, профессиональное и личностное самоопределение, формирование нравственных и мировоззренческих позиций. Моральное самосознание студентов отражает и духовное и личностное состояние молодого человека. Если человек характеризуется полнотой проявления жизненных сил, социальной активностью, осознанием смыслов и ценностей жизни, способностью ставить такие цели, которые наиболее адекватны внутренней сути, то его можно считать психологически здоровым [4].

Высший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы, непреложные моральные принципы. Они самодостаточны, ориентированы на внутренние осознанные моральные нормы и нравственные ориентиры [5].

Исходя из этого моральное (нравственное) самосознание можно рассматривать как основу психологического здоровья личности. Поэтому заботясь о психологическом здоровье современного студенчества, как богатейшего человеческого капитала, необходимо создавать условия для полноценного развития их морального самосознания.

Формирование морального самосознания студентов должно быть направлено на гармонизацию всех его компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого). Оно будет согласованным, если основано на адекватном отношении личности к себе, на самопонимании, самоуважении, ценностном осмыслении себя и категорий морали и нравственности применительно к будущей профессиональной деятельности, осознании собственной ответственности за события в своей жизни и стремлении к личностному совершенствованию в соответствии с универсальными этическими принципами.

Литература

  1. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Деловая книга, 2000. – 107 с.
  2. Пугачев А.С. Инклюзивное образование. // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 374-377.
  3. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Изучение морального самосознания студентов педагогического вуза. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13252 (дата обращения: 22.09.2014).
  4. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Формирование морального самосознания будущих педагогов в условиях профессионального образования. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014. – №3. – С. 240-245.
  5. Соловьева О.В. Моральное самосознание как детерминанта психологического здоровья студентов в условиях инклюзивного образования. // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: СКФУ, 2014. – С. 323-327.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Моральное самосознание – основа психологического здоровья студентов в условиях современного образования [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).