ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Кузнецова Е.Н., Хилько О.В. (Швецова) (г. Ставрополь)

МАСС-ПРОПАГАНДА И ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

УДК 159.99

English version:

Аннотация. Статья посвящена масс-пропаганде как средству социализации населения и её роли в формировании гражданской позиции населения, а также особенностям социалистической и капиталистической пропаганды.

Ключевые слова: масс-пропаганда, психологический кризис, инфантилизм, гендерные психологические комплексы, бэби-бокс, гражданская позиция.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Йозефу Геббельсу [23], сподвижнику Адольфа Гитлера и, в числе прочих должностей, начальнику управления пропаганды НСДАП, приписывают фразу «Дайте мне средства информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней». А вот английская поговорка: «Если ежедневно показывать по ТВ лошадиный зад, то через некоторое время он станет популярным». Средства массовой информации транслируют в массы поведенческие паттерны, мнения, образ жизни и выполняют функцию воспитания народа, формируют его гражданскую позицию. В предыдущие века воспитательная функция была закреплена за религиозными организациями. Народу прививался одобряемый образ жизни в церкви, в мечетях, в синагогах, например, внушалось, что у правящей верхушки «власть от бога» и существующее деление на классы справедливо, народ учили смирению и тщательно дозировали знания, которые разрешалось иметь представителям различных классов: до XX века во многих странах до восьмидесяти процентов населения было неграмотно: люди не умели читать и писать [2].

Всеобуч – достижение социализма в СССР, хотя первые шаги для обеспечения всему народу доступа к образованию были сделаны ещё в царской России. В результате получения доступа к образованию для населения в прошлом веке, в четверти стран мира в настоящее время законодательно закреплено право на начальное или на среднее образование [22]. Население стало грамотным и получило возможность пользоваться письменными носителями информации, читать газеты.

В последней четверти XX развилась глобальная информационная мировая сеть Интернет, которая, в настоящее время доступна населению (от 99 % до 60 %) почти в ста странах мира, в России – 74,8 % населения [21]. В результате, появилось небывалое в предыдущие эпохи явление – феноменальная скорость распространения информации, и слухов, в том числе, и относительная доступность информации, поскольку, народным массам доступна, в основном, только одобряемая Государством информация.

Масс-пропаганда в современном обществе распространяется через телевидение, газеты, сеть Интернет.

Развал страны СССР, осуществленный компрадорами в 1990 году, вверг Россию и её бывшие союзные республики в капитализм, – в экономическую систему производства и распределения, построенную на власти капитала, частной собственности и на получении прибыли [24], как главной цели существования. При этом, в России с 1990 года упразднена государственная идеология, в Конституции РФ, согласно Статье 13, признается идеологическое многообразие и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [19]. Разумеется, данный постулат не мог не привести к злоупотреблениям, и всё чаще речь идет об «идеологическом кризисе» в России, и даже кризисе смысла жизни [10].

Кризис смысла жизни – есть результат негласного следования России, в результате принятия капиталистического строя, капиталистической идеологии потребительства, построенной на инфантилизации населения [6; 12].

В постиндустриальном обществе при высокой производительности труда освобождается все больше времени у населения. Развивается сфера услуг, промышленность составляет не более четверти ВВП. В таких условиях важнейшей задачей капиталиста является воспитание потребителя товаров и услуг. Но, в тоже время, если потребителей станет слишком много, то рухнет хрупкое равновесие современного капиталистического строя. Необходимо будет накормить и обеспечить всеми удобствами возрастающее в геометрической прогрессии население. При этом, современная энергетика функционирует, в основном, на потреблении природных минеральных ресурсов и на ядерной энергии [2; 5].

Во многих странах, в том числе и в России, в XXI веке искусственно тормозится развитие новых технологий получения энергии, поскольку разработка технологических новинок является весьма затратным делом. На самоокупаемость новые изобретения могут перейти только через десятки лет, и капиталистам придется забыть о сверхприбылях, которые они получают путем продажи минеральных ресурсов.

Э. Фромм в своей работе «Бегство от свободы» отмечает, что «нерациональное [капиталистическое] общество должно быть заменено обществом плановой экономики» [9], такие выводы Фромм сделал, наблюдая за бурными темпами индустриализации СССР в 30-х годах XX века. При постиндустриальном обществе происходит стагнация общественного развития и новых технологий, несмотря на то, что в этом обществе доминируют информационные технологии. Когда основным критерием эффективности считается прибыль, неизбежно наступает экономическая депрессия.

Капиталисту нужен послушный потребитель, который будет способствовать наращиванию его прибылей. Производство товаров и услуг подчинено идее получения максимальной прибыли при минимальных затратах, поэтому рост новых технологий тормозится, если только развитие этих технологий не являются малозатратным на стадии разработки и сверхприбыльным уже на стадии внедрения. Таким образом, стимулируются только прикладные исследования и замораживаются фундаментальные, как наиболее затратные [5].

В условиях бурного роста населения в развитых странах, понадобится развитие энергетики, не построенной на минеральных ресурсах, поскольку они конечны, и капиталистам придется распрощаться со сверхприбылями, потратив немалые ресурсы на развитие новых технологий. Поэтому демографический бум в развитых странах приведет к краху олигархических капиталов, и чтобы предотвратить убытки, капиталисты финансируют технологии воспитания инфантильного населения, не способного к самовоспроизводству [5].

В 60-х годах XX века стартовала политика неомальтезианства. Данная теория названа именем английского экономиста Т.Р. Мальтуса (1766-1843 гг.), который считал безработицу и нищету трудящегося населения следствием «абсолютного избытка людей» [14].

В XX веке Н. Чемберлен, У. Фогт и Г. Бутуль продолжают дело Т.Р. Мальтуса и развивают идею, доказывая, что естественный прирост населения в экономически развитых странах выступает причиной «мирового кризиса», единственным средством предотвращения которого является сокращение рождаемости [14].

Открытое ограничение на продолжение рода привело бы к социальной напряженности, поэтому были внедрены технологии скрытого геноцида, заключающиеся в воспитании народа, в пропаганде аддикций, саморазрушающего стиля поведения как эталонного.

В середине XX века в мире производится смягчение законодательства, связанного с проституцией, наркоманией, различными перверсиями. На фоне этого идет бурный рост табачной и алкогольной [1], а также порноиндустрии, разрабатывается и внедряется огромное количество лекарств, побочное действие которых многократно превышают их пользу, активно пропагандируются компьютерные игры, разрушающие зрение и психику. Посредством игрового кино и компьютерных игр, идет внедрение агрессивных и аддиктивных паттернов поведения в психологию масс. Таким образом, населению прививаются шаблоны поведения, направленные на разрушение и уничтожение себя и окружающих.

Популярный образ мужчины и женщины, предъявляемый населению как эталонный посредством имиджа популярных актеров, певцов, моделей, содержит явный отсыл к пропорциям лица и тела младших подростков десяти-двенадцати лет, в результате чего немодным становится выглядеть как взрослый мужчина или взрослая женщина. У многих девушек и женщин, в результате пропаганды образа неполовозрелого подростка как эталонного, развивается нервная анорексия.

К крайним формам пропаганды, направленной на сокращение населения, относится пропаганда культа «вселенской грусти» и эстетики суицида, когда многие модные интернет паблики содержат от двадцати до тридцати процентов шуток, связанных с пропагандой различных видов зависимостей и суицида. Внедрение культа смерти в детскую психику начинают с самого раннего возраста, запуская моду на мультипликационную продукцию и игрушки, стимулирующие развитие некромании (посредством кукол-монстров с зеленым или синим цветом лица и кукол в гробах). Таким образом, первым средством сокращения населения является развитие у него саморазрушающих тенденций через воспитание и массовую пропаганду.

Также средством развития инфантилизма населения является пропаганда движения «Чайлдфри» в социальных сетях. В последние годы наблюдается рост в интернет пабликах числа шуток, связанных со скрытой агрессией к детям, черного юмора на детскую тему и шуток, демонстрирующих зависть к беззаботному состоянию детей, а также шуток на тему «мне сорок лет, а я еще не чувствую себя взрослым» и шуток на тему «кошечка / собачка лучше мужа / жены или ребенка».

Признаком психологической зрелости является наличие у человека потребности и способности заботиться о подрастающем поколении, о престарелых родителях, о молодых специалистах на работе, а также готовности действовать в интересах подопечных и нести за них определенную ответственность (в зависимости от степени их самостоятельности). Отсутствие потребности в заботе о других людях, зацикливание только на своих нуждах, инфантильность является показателем эгоцентризма мышления, который Ж. Пиаже относил к детскому возрасту [7].

В настоящее время многие взрослые люди, зрелые с точки зрения периодизации возрастного развития, на самом деле являются эгоцентриками, по некоторым признакам интеллектуально полноценными, но не вполне овладевшими абстрактным мышлением, не способными абстрагироваться от собственной личности, сиюминутных желаний, выйти за рамки своей инфантильности, не владеют эмпатией, рефлексией [13].

Среди взрослого населения процветают различные виды психологических зависимостей: алкоголизация и наркотизация, игромания, эффект непреодолимости (гневливость, отсутствие самоконтроля), негативизм, культ печали, агрессия на противоположный пол, противопоставление мужского и женского как оппозиционного в юморе и фразеологизмах, увлечение социальными сетями и постами селфи по пятьдесят раз в день, являющееся крайним проявлением нарциссизма. Все это характерно для подросткового возраста: увлечение внешней стороной взрослости без возникновения подлинной психологической зрелости.

Также для подростков характерна пристрастность к тематике секса и взаимоотношений полов, связанных, как правило, исключительно с эротическим компонентом отношений. Для современных взрослых людей также характерны черты подростковой сексуальности, когда эротический и романтический компонент слиты [4].

В обществе наблюдается трансформация гендерных паттернов поведения, взрослые, но незрелые люди, инициируя любовные взаимоотношения, ведут себя даже не как подростки, а как дети. Юноши и мужчины дарят девушкам и женщинам на праздники мягкие игрушки, любовь к которым характерна для маленьких детей. Тревожные дети даже спят с игрушками. Молодые пары ходят в кинотеатры на просмотр детских мультфильмов с примитивным сюжетом [15, с. 371-372]. У взрослых пар встречается масса «незапланированных» беременностей вопреки развитым современным технологиям контрацепции.

Опасной тенденцией является в наше время и попытка внедрения бэби боксов, в том числе и в г. Ставрополе. Недавняя показательная история с оставленной в боксе девочкой продемонстрировала противоречие такой идеи законам РФ и здравому смыслу. Первый же случай показал, что оставить ребенка в боксе из-за анонимности может кто угодно, в данном случае ребенка оставила бабушка вопреки воле матери [11; 20].

Зрелый человек, в ситуации невозможности воспитывать свое потомство самостоятельно по причине тяжелого финансового положения или неизлечимой болезни, подойдет ответственно к судьбе своих детей/ребенка и найдет им опекунов-частных лиц, либо отдаст детей под опеку государства или в интернат. Зрелый человек будет действовать официально, а скрывать беременность и подкидывать, выбрасывать детей на произвол судьбы характерно как раз для подростков, не способных отвечать даже за свои поступки.

Беби боксы – это попытка предприимчивых капиталистов заработать на неучтенном живом товаре, что противоречит конституции РФ. Аргумент сторонников бэби боксов, что боксы спасают жизни, не состоятелен, поскольку мать, страдающая комплексом Медеи [3; 16; 17], мотивирована на причинение вреда новорожденному / младенцу. При подобном синдроме оставление ребенка в боксе невозможно, поскольку психически нездоровая женщина сочтет оставление ребенка в боксе недостаточной мерой агрессии по отношению к нему.

Таким образом, многие тенденции современной пропаганды являются попыткой инфантилизации населения. Эгоцентричный «не выросший» взрослый, не способный критически относиться к своим желаниям, а также планировать (поскольку для полноценного планирования нужен высокий уровень абстрактного мышления и способность к антиципации), является идеальным потребителем. Такой взрослый легко берет кредиты, не давая себе отчета в том, способен ли он выполнить условия кредитования и погасить кредит, живет сегодняшним днем и следует сиюминутным желаниям, которые, как правило, связаны исключительно с потреблением товаров и услуг. Духовные потребности у инфантилов не развиты.

У психологически незрелого человека легко развивается шопингомания, которая является отражением «недостатка любви в детстве», как традиционно считается в психологии, но инфантил – это невыросший взрослый, который будет все время требовать заботы и развлечений, будучи не способным проявлять заботу по отношению к другим.

Инфантилизация современного населения, как процесс и как результат этого процесса, требует самого пристального внимания и деятельности по воспитанию и перевоспитанию населения. Спад рождаемости, полученный в США и в Европе благодаря пропаганде инфантильного / подросткового образа жизни, в том числе и половому просвещению в школе [12; 18], является не единственным последствием инфантилизации населения, – возрастает количество катастроф по причине человеческого фактора. Подростковый эффект непреодолимости, отсутствие самоконтроля, внедренные в массовое сознание, могут привести человечество к самым плачевным последствиям.

 Литература

  1. Волобуева Е.В., Хилько О.В. Алкогольная псевдотрадиция: отражение в массовом искусстве // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2021. – № 71-2. – С. 426-428.
  2. Информационная реальность, информационная культура и информационная деятельность в системе обучения, воспитания и социализации личности: монография / С.В. Бобрышов, Л.В. Суменко, В.С. Тоискин [и др.]; под общ. ред. С.В. Бобрышова. – Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2022. – 148 с.
  3. Кольцова И.В., Хилько О.В. Значение психологического просвещения педагогов и родителей в области материнских комплексов Медеи и Иокасты // Психологическое благополучие современного человека: мат-лы научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2019. – С. 80-86.
  4. Кузнецова Е.Н., Швецова (Хилько) О.В. Кризис среднего возраста, синдром Анны Карениной у матерей и его влияние на детей // Инновационные результаты исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2021 г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 120-123.
  5. Кузнецова Е.Н., Хилько (Швецова) О.В. Масс-пропаганда в средствах массовой информации: влияние на гражданскую позицию населения // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. – Ялта, 2023. – № 78(3). – С. 264-267.
  6. Профессиональные кризисы личности педагога в условиях глобальных трансформаций социальной средыных: учебно-методическое пособие / Е.А. Андреева, И.В. Кольцова, О.С. Погребная, О.С. Прилепских, Е.Ф. Торикова, Е.Н. Францева, О.В. Хилько (Швецова)/ Под ред. Погребной О.С., Ториковой Е.Ф. – Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2022. – 150 с.
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 2008. – 448 с.
  8. Профессиональные кризисы личности педагога в условиях глобальных трансформаций социальной среды: учебно-методическое пособие / Е.А. Андреева, И.В. Кольцова, О.С. Погребная, О.С. Прилепских, Е.Ф. Торикова, Е.Н. Францева, О.В. Хилько (Швецова)/ Под ред. Погребной О.С., Ториковой Е.Ф. – Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2022. – 150 с.
  9. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2008. – 256 с.
  10. Халдей А. Россия в тисках идеологического кризиса // Конт [Электронный ресурс]. – URL: https://cont.ws/@alex-haldey/778612 (дата обращения: 13.03.2023).
  11. Хилько О.В. Внедрение в России ювенальной технологии бэби-боксов: антропологический аспект понимания и оценки // Учитель в системе современного антропологического знания: мат-лы XII Международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2016. – С. 323-327.
  12. Хилько О.В. Инфантилизация населения: истоки и последствия // Педагогическая наука и практика – региону: мат-лы XVI региональной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2016. – С. 225-230.
  13. Хилько О.В. Психологическая зрелость как центральный компонент психологического и физического здоровья // Проблемы современного педагогического образования – Ялта, 2017. – № 55-7. – С. 324-328.
  14. Цели и задачи инфантилизации общества [Электронный ресурс].– URL: http://whatisgood.ru/theory/media/celi-i-zadachi-infantilizacii-obshhestva/ (дата обращения: 13.03.2023).
  15. Чернобров В.А., Головина В.Г. Формула любви. – М., 2006. – 416 с.
  16. Швецова (Хилько) О.В. Материнские комплексы: комплекс Медеи, комплекс Иокасты // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. 2011. – Т. 1. № 15-1. С. 86-92.
  17. Швецова О.В. Комплекс Медеи и комплекс Иокасты // Прикладная психология и психоанализ. – Ставрополь, 2011. – № 3. [Электронный ресурс] https://www.ppip.idnk.ru/ (дата обращения: 13.03.2023).
  18. Швецова О.В. Секспросвещение детей: социально-психологические последствия // Актуальные проблемы современной науки: Материалы IV международной научно-практической конференции (27-30 апреля 2015 г.) – Алушта: Изд-во Сев Кав ГТИ, 2015. – Выпуск 4 в 3 томах, Том 1. – С. 342-345.
  19. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/5b9338a7944b7701fbe63f48c943e8175be16462/ (дата обращения: 13.03.2023).
  20. http://www.interfax.ru/russia/467333 (дата обращения 13.03.2023).
  21. https://nonews.co/directory/lists/countries/households-internet (дата обращения: 13.03.2023).
  22. https://ru.wikipedia.org/wiki/Всеобщее_образование (дата обращения: 13.03.2023).
  23. https://ru.wikipedia.org/wiki/Геббельс,_Йозеф (дата обращения: 13.03.2023).
  24. https://ru.wikipedia.org/wiki/Капитализм (дата обращения: 13.03.2023).

Об авторе

Кузнецова Елена Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и естественнонаучного образования, Ставропольский филиал Московского педагогического государственного университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Хилько (Швецова) Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кузнецова Е.Н., Хилько О.В. Масс-пропаганда и гражданская позиция населения [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).