ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Даниелян А.Э. (г. Ставрополь)

ПРОФИЛАКТИКА РИСКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

 

Даниелян А.Э. (г. Ставрополь)

English version:

Аннотация. В статье раскрывается понятие и сущность аутодеструктивного поведения; выявляются причины возникновения риска аутодеструктивного поведения в младшем подростковом возрасте; обосновываются психолого-педагогические условия профилактики риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости.

Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, жизнестойкость, профилактика, младшие подростки.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Экономические, политические и социокультурные процессы, происходящие в настоящее время в современном мире, приводят к увеличению масштабов и частоты ухудшения условий жизни людей.

Отсутствие экономического единства, крайняя социальная дифференциация, обесценивание нравственных ценностей отрицательно сказались на общественном сознании различных социальных и возрастных групп населения нашей страны, произошел спад влияния русской культуры, искусства, образования как важнейших социокультурных факторов.

В общественном сознании укоренились такие черты, как равнодушие, эгоизм, индивидуализм, неразборчивость в отношениях и немотивированная агрессивность. Безразличие части общества, распространение неудовлетворенности, отрицания, неверия в собственное будущее способствуют утрате смысла жизни и выбору некоторыми его членами саморазрушительной модели поведения [1].

В последние годы в России проводится работа по приобщению населения страны к здоровому образу жизни, однако проявления аутодеструктивного поведения среди подрастающего поколения по-прежнему не редкость.

Главным фактором в этой ситуации является общий социально-экономический, правовой и нравственный контекст, характеризующий современное общество. Духовное воспитание молодежи, развитие социально-коммуникативной компетентности, умения сопоставлять события и объективно их оценивать могут надежно защитить их от саморазрушения (саморазрушения) в данной ситуации [8].

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – один из видов девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, проявляющегося в непреднамеренных действиях (не осознании возможности летального исхода), следствием которых является физическое или психическое разрушение личности или взаимодействие человека с другими людьми и самим собой, при котором причиняется вред, то есть его действия направлены на причинение прямого или косвенного вреда собственному физическому или психическому здоровью.

Формами аутодеструктивного поведения являются самоубийства, алкоголизация и наркоз, иначе говоря, все, что ведет к саморазрушению. По мнению многих авторов (С.И. Пастухова, Ф. Райс и др.), аутоструктуры могут выступать в качестве защитных механизмов, ограждающих человека от трудностей и проблем [5].

Как правило, совершаемые самоубийства могут быть осуществлены в двух случаях. Во-первых, намеренно человек не видит смысла жизни, не имеет целей, опускает руки, готовится к самоубийству, целенаправленно использует формы саморазрушения и, во-вторых, не намеренно, «добиваясь» должного внимания со стороны окружения. В основном демонстративные личности пытаются привлечь к себе внимание [1].

В отечественной психолого-педагогической науке проблеме предупреждения риска аутодеструктивного поведения у подрастающего поколения уделяется недостаточное внимание (Е.В. Гришина, М.А. Одинцова, Е.А. Сорокоумова и др.), что влечет за собой необходимость ее детального изучения [2].

По мнению М.А. Одинцовой, условия, в которых протекает жизнь современного подростка, часто справедливо называют экстремальными и стимулируют развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ними сложных жизненных ситуаций, создающаяся социальная ситуация требует от подростков максимальной адаптации.

В связи с этим особую актуальность приобретает профилактика жизнестойкости для предотвращения риска возникновения аутодеструктивного поведения современных младших подростков [4].

При переходе от школьного возраста к младшему подростковому возрасту в жизни ребенка происходят кардинальные изменения, прежде всего касающиеся его активности, возможностей общения и изменений во взаимоотношениях с различными людьми.

Младший подросток вынужден изменить свой привычный образ жизни под влиянием новых требований учителей-предметников. Конечно, эта ситуация для него стрессовая, он вынужден терпеть более суровые условия своей новой жизни.

В результате у него начинают формироваться новые психологические новообразования. Теперь в центре его сознания появляется мысль, которая затем становится доминирующей психической функцией, поскольку именно мысль управляет всеми другими психическими функциями. Последние, в свою очередь, очень тесно связаны с развитием основного мышления и впоследствии становятся произвольными.

Младший подростковый возраст – это период развития человека, переходный этап между детством и взрослой жизнью. Этот возраст является одним из критических переходных периодов в жизненном цикле, для которого характерны быстрый рост и изменения [7].

По мнению С.Н. Ждановой, трудности раннего подросткового возраста связаны с половым созреванием. В процессе быстрого роста и физиологической перестройки организма у младших подростков появляется чувство беспокойства, раздражительности, депрессии, многие начинают чувствовать себя бесполезными, неловкими из-за несоответствия темпов роста разных частей тела. Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, а также последовательность появления этих признаков существенно различаются [3].

Таким образом, наличие слабой самооценки у младшего подростка объясняется также и пережитым опытом – можно выявить слабое понимание своей идентичности и нарушения чувства целостности относительно своей личности, ее неустойчивости (в субъективном понимании самого подростка).

Это, в свою очередь, способствует зарождению и развитию дальнейших проблем, связанных с личностью младшего подростка – например, у него может поменяться система внутренних переживаний и мотивов.

Стоит отметить, что различные личностные проблемы могут наблюдаться у младших подростков с низкой самооценкой. К ним относятся ранимость, неустойчивость эмоционального или физического состояния, а также реакции, не адекватные для ситуаций. Для окружающих младшего подростка взрослых необходимо внимательно относится к таким переменам, быть деликатными и осторожными, особенно в межличностных разговорах с ним. Вышеперечисленные проблемы могут стать нежелательными факторами риска аутодеструктивного поведения.

В связи с этим необходимо использовать инновационные методы воспитания и обучения в общеобразовательных школах, а также создавать условия, направленные на профилактику саморазрушающего поведения младших подростков, формировать у них жизнестойкость, готовность противостоять негативным явлениям социального мира, развивать стремление вести здоровый образ жизни.

Рассматривая проблему предотвращения рисков аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости, мы считаем важным подчеркнуть, что риски связаны с образовательной средой и ее безопасностью. Типологии рисков в образовательной среде представлены в исследованиях Р.О. Борисенко, Е.Б. Лактионовой, О.Р. Веретиной, И.А. Баевой [1].

В качестве основных видов безопасности образовательной среды для обучающихся выделяют обычно безопасность психологическую и безопасность физическую. В качестве ее угроз – угрозы внутренние и внешние.

Факторами риска являются взаимоотношения родителей, учеников и педагогов между собой. Так, при малейшем изменении в этой системе отношений субъектов образовательного процесса будет происходить изменение эмоционального состояния учеников. Для предотвращения таких изменений, по мнению отечественных психологов, необходимо проводить профилактику проявления аутодеструктивного поведения.

Выделяются три уровня профилактики. В рамках первого уровня затрагивается абсолютно все возрастные рамки, в рамках второго – лишь для тех людей, кто пытался причинить себе вред (особенно касается самоубийц), третий уровень применяется к семьям жертв самоубийства.

Таким образом, проведение профилактики по предотвращению возникновения аутодеструктивного поведения у детей младшего подросткового возраста можно охарактеризовать как действие для формирования такой личности, что способна противостоять как внутренним, так и внешним негативным эффектам, провоцирующим и способствующим проявлению у них аутодеструктивного поведения.

Профилактика рисков аутодеструктивного поведения у подростков разного уровня жизнестойкости, основанная на субъектном подходе к ее организации, предполагает развитие экзистенциальной сферы воспитанника при одновременном стимулировании субъектного включения младшего подростка в профилактический процесс на основе:

- создания ситуаций осознанного выбора;

- создания поля самореализации подростка, привлекательного для него содержанием деятельности и общения;

- учете негативных тенденций, формирующихся в молодежной среде, и особенностей формирования молодежной субкультуры на основе данных социально-педагогического мониторинга при выборе вариативных педагогических средств организации профилактического процесса;

- опосредованном влиянии профилактических мероприятий на формирование у младшего подростка рефлексивной позиции и сознательного противодействия насилию;

- учете негативного влияния группы [3].

Ввиду вышеизложенного, для организации профилактики аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости необходимо создание благоприятной и безопасной среды в образовательной организации, кроме того, можно выделить три уровня профилактической работы:

1) со всеми учащимися для предотвращения рисков;

2) с младшими подростками из выявленной группы риска;

3) с подростками, которые уже проявляют саморазрушающее поведение.

Мы считаем, что эффективным решением проблем предотвращения риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости является реализация психолого-педагогических условий:

  1. Раннее выявление и предупреждение риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости.
  2. Организация психолого-педагогической работы по профилактике риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости.
  3. Использование педагогом инновационных техник, приемов и методов воспитания младших подростков с разным уровнем жизнестойкости.

Профилактическую работу целесообразно начинать с диагностики риска аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения.

Результаты, полученные в ходе диагностики риска аутодеструктивного поведения и его компонентов, также позволяют представить их в виде интегрального показателя, учитывающего одновременно все компоненты риска.

Интегральный показатель риска саморазрушающего поведения отрицательно коррелирует с жизнестойкостью и всеми ее составляющими.

В то же время ситуационные факторы отрицательно коррелируют с вовлеченностью как элементом жизнестойкости.

Содержательные признаки восприимчивости положительно и отрицательно связаны с жизнестойкостью. Так, вовлеченность, контроль и принятие риска положительно коррелируют с уровнем активности, спокойствия, удовлетворенности и отрицательно – с уровнем депрессии и безысходности. А принятие риска связано еще и с готовностью преодолевать препятствия, работать, ощущением прилива сил. Чем выше уровень контроля, тем меньше чувство одиночества.

В поведенческом компоненте с жизнестойкостью связана только конструктивная копинг-стратегия решения проблем. При этом составляющая когнитивно-оценочного компонента, а именно вера в возможность решения проблемы, взаимосвязана с жизнестойкостью и ее компонентами [2].

Среди ситуационных факторов факторы социальной среды связаны с жизнестойкостью.

Хотя жизнестойкость связана с личностными и ситуационными компонентами риска саморазрушающего поведения, внутренние факторы (преимущественно эмоционально-регуляторные и поведенческие компоненты) обнаруживают с ней более тесную связь.

Среди главных компонентов для развития жизнеспособности можно выделить те, что способствуют принятию решений для возникающих текущих задач для конкретного возраста.

Опираясь на жизнестойкость младших подростков, выстраивается и психолого-педагогическая работа по предотвращению у них аутодеструктивного поведения, организуются и проводятся специальные мероприятия как школьными педагогами, так и привлеченными специалистами.

Стоит отметить, что мероприятия растут в сложности по возрастающей, сначала организуя мероприятия для всех детей, затем – для тех, кто подвержен риску возникновения такого поведения, и наконец для открыто демонстрирующим его.

Также участие ребенка в проводимых мероприятиях производит благоприятное воздействие в качестве воспитательного эффекта на его систему мировоззрения и его ценности, заставляя его переосмыслить некоторые аспекты [4].

Для дополнительных занятий можно вовлекать младших подростков в волонтерство, опираясь на их текущие возможности. Разумеется, необходимы консультации педагога и для родителей, и для учеников, в том числе и консультации психолога. В результате должен быть выстроен индивидуальный план работы для каждого ребенка в зависимости от выявленного риска возникновения аутодеструктивного поведения [6].

Система мер профилактической работы включает в себя:

- работу с младшими подростками (диагностическая работа, определение риска суицида, риска алкоголизма и наркомании, проявлений созависимых моделей поведения, определение нервно-психической устойчивости, уровня социальной адаптации, направленности ценностных ориентаций);

- коррекционно-развивающую работу (формирование коммуникативных умений, развитие навыков преодоления конфликтов, эмоциональной и нейропсихологической устойчивости, уверенности в себе, активизация лидерских качеств и навыков творческого самовыражения, навыков самоопределения, самопознания и умения ставить цели, планирования будущего, эмоциональной и нервно-психологической устойчивости, уверенности в себе);

- просветительская работа (индивидуальное консультирование в проблемных ситуациях, стабилизация эмоционального состояния).

Важным психолого-педагогическим условием является использование педагогом инновационных приемов и методов воспитания младших подростков с разным уровнем жизнестойкости. Они включают следующие:

1) гештальт-терапия (супрессивная техника, экспрессивная техника, прямота экспрессии, завершенность экспрессии);

2) техники интеграции (ассимиляция, техника «пустого стула», диалог субличностей);

3) углубление экзистенционального осознания, поиск смысла;

4) приемы арт-терапии [3].

Методы работы с подростками: психодрама, тренинги, групповые дискуссии, ролевая игра, анализ проблемных ситуаций, арт- терапия, активизация ресурсных состояний.

Профилактическая работа проводится также с семьями младших подростков и педагогами в форме консультирования, тематических встреч родителей и педагогов; «круглых столов».

Таким образом, основные индивидуально-психологические детерминанты виктимности у младших подростков, такие как низкая самооценка и экстернальный уровень субъективного контроля, отсутствие чувства социальной поддержки, а также выраженная эмпатия, высокий уровень тревожности и фрустрации, являются причинами аутодеструктивного поведения.

Профилактика риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости заключается в раннем выявлении риска саморазрушающего поведения, организации психолого-педагогической работы по предупреждению риска аутодеструктивного поведения у обучающихся, использовании педагогом инновационных методов обучения и воспитания младших подростков с разным уровнем жизнестойкости.

Литература

  1. Борисенко Р.О. Формы аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте // Научный электронный журнал «Киберленинка». – 2020. – № – С.223-229.
  2. Гришина Е.В. Профилактика риска аутодеструктивного поведения у обучающихся общеобразовательной школы. – М.: Юрайт, 2021. – 89 с.
  3. Жданова С.Н. Система мер профилактической работы с подростками // Научный электронный журнал «Элибрали». – 2018. – №21. – С.111-119.
  4. Одинцова М.А. Диагностика риска аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения. Копинг-стратегия. – М.: Книгорус, 2020. – 119 с.
  5. Пастухова С.И. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С.21-32.
  6. Смирнова Е.О. Оценка риска аутодеструктивного поведения у младших подростков // Учебное пособие. – М.: «Академия», 2018. – 160 с.
  7. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. Монография. – М.: МПГУ, 2020. – 152 с.
  8. Фролова Е.Б. Исследовательский обзор некоторых проблем подросткового возраста. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. – 76 c.

Об авторе

Даниелян Асмик Эдуардовна - магистрант направления подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование, профиль: «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии» Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Даниелян А.Э. Профилактика риска аутодеструктивного поведения у младших подростков с разным уровнем жизнестойкости [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).